15 и 16 сентября Объединенный институт ядерных исследований в Дубне проводит научные встречи, которые ориентированы на продвижение прикладных исследований на комплексе NICA. Этот ускорительный комплекс, который строится на территории института, предназначен для изучения свойств плотной барионной материи.

Первая встреча прошла в среду, 15 сентября. Научный круглый стол собрал больше 150 участников. С докладами выступили ученые со всего мира: России, США, Германии, Южной Африки. Темы докладов касались использования ускорителей частиц в космических исследованиях, новых возможностей биомедицинских исследований, радиобиологических исследований, биоэтических вопросов, которые касаются использования животных в экспериментах на установках с тяжелыми ионами.

Объединенный институт ядерных исследований объединяет 18 стран, в научных исследованиях принимают участие больше 800 партнеров из 62 стран. Среди ключевых проектов института – Фабрика сверхтяжелых элементов, нейтринный телескоп на Байкале и комплекс NICA, которому и посвящена онлайн-встреча. «Круглый стол нацелен на продвижение новых возможностей комплекса NICA для прикладных исследований в области наук о жизни, радиационной устойчивости полупроводниковых приборов, радиационного материаловедения и развития новейших ядерно-энергетических технологий», - отметил во время встречи директор ОИЯИ, академик Григорий Трубников.

О проекте NICA, его реализации и перспективах прикладного использования рассказал вице-директор институт Владимир Кекелидзе: «Реализуемый в ОИЯИ комплекс NICA посвящен изучению плотной барионной материи и физики спинов, а также созданию инфраструктуры для прикладных исследований и инноваций. Успешно продвигается строительство ускорительного комплекса и детекторов барионной материи на нуклотроне, MPD и SPD. Ведется сотрудничество в области прикладных исследований и инноваций, и мы с нетерпением ждем создания специализированных коллабораций». Определённые коллективы уже складываются вокруг работы на определенных детекторах. Вокруг BM@N сконцентрированы 19 институтов из 10 стран. Коллаборация вокруг MPD – около 500 человек: 42 института из 12 стран. Коллектив, который будет работать на SPD сейчас формируется, ожидается, что участие примут 32 института из 14 стран.

Из доклада В. Кекелидзе

Часть докладов посвятили биомедицинским исследованиям на новых ускорителях и, в частности, при использовании комплекса NICA. Итальянский физик, специалист немецкого Центра по изучению тяжелых ионов имени Гельмгольца Марко Дуранте, где установлен ускоритель FAIR, отметил: «FAIR и другие новые ускорители открывают новые возможности для биомедицинских исследований. Необходимы исследования космической радиации, чтобы позволить безопасное исследование Солнечной системы». Ученый выступил с докладом «Прикладная ядерная физика на новых ускорителях частиц». Работая в подобном направлении возможно совершить прорыв в терапии различных заболеваний и найти полезное применение технологиям в области защиты от космического излучения.

Директор института медико-биологических проблем РАН Олег Орлов внес предложения по теме современных биомедицинских исследований на базе ускорительного комплекса NICA. В частности, это моделирование длительного воздействия спектра тяжелых ионов с использованием возможностей нуклотрона в системе NICA: «Использование такой модели позволит максимально приблизиться к изучению нейробиологических и радиобиологических эффектов тяжелых ионов».

Фото на главной странице - из доклада Владимира Кекелидзе