Ученые Биологического института Томского государственного университета провели исследования пищевой ценности беспозвоночных — серых и рыжих слизней, жуков-носорогов, бронзовки — и пришли к выводам, что нутриентный состав рыжих и серых слизней по многим показателям превосходит мясо сельскохозяйственных животных. Исследования проводятся с целью найти альтернативный источник питания в условиях возможного продовольственного кризиса. Об этом сообщает пресс-служба ТГУ.

«Мы вырастили серых и рыжих слизней от стадии яйца до взрослых особей, способных производить потомство, и проанализировали их нутриентный состав. Так, выяснилось, что в биомассе слизней содержится хитин, которого нет в мясе сельскохозяйственных животных. Этот элемент улучшает перистальтику кишечника и работу ЖКТ в целом. Наряду с этим, в биомассе слизней есть углеводы, жирорастворимые витамины А и Е, отсутствующие в мясных продуктах, привычно употребляемых населением», — рассказала Анастасия Симакова, исполнитель проекта, заведующая кафедрой зоологии беспозвоночных БИ ТГУ.

Авторы исследования сравнивают показатели домашних животных и беспозвоночных: в жуках самое высокое содержание белка – 25,9 г /100 г, тогда как в говядине – 18,6 г / 100 г. По микроэлементам, витаминам и калорийности показатели у жуков примерно такие же, как у слизней.

В то же время содержание белка в массе слизня аналогично показателям коров и свиней, но жиров меньше. Состав микроэлементов богат железом, магнием, фосфором и цинком. Получается, что слизни обладают той же энергетической ценностью при низкой калорийности.

При этом использование беспозвоночных в пище экологично. Производство не требует обработки питания антибиотиками и пестицидами. Субстрат, которым кормят беспозвоночных, лишен токсичных элементов.

«Если говорить о промышленном выращивании, то беспозвоночные — экономически очень выгодная история. Во-первых, им не нужно тепло, данные виды могут спокойно существовать при температуре +10°С. Им не страшна высокая влажность, соответственно, для выращивания таких животных можно использовать подвалы. Питание — это любые древесные опилки с небольшим количеством недорогих ферментов, фруктовые, овощные отходы. Нет необходимости вкладываться в пастбища и дорогие корма», — пояснил Сергей Чернышев, руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН.

Исследования проводятся в рамках стратпроекта ТГУ «Инженерная биология» при поддержке программы «Приоритет 2030». В дальнейшем ученые планируют изучать слизь беспозвоночных для производства косметики.

Источник: ТГУ