Основная цель научных коллективов СибГМУ, НИИ кардиологии и ТГУ – поиск способов борьбы с развитием хронической сердечной недостаточности, в основе которой лежит неблагоприятное ремоделирование левого желудочка, и, как следствие, улучшение качества жизни пациентов. Развитие хронической сердечной недостаточности является осложнением, наступающим после инфаркта миокарда.

Инфаркт миокарда – одна из основных причин смертности и инвалидизации населения во всем мире. Частота и прогрессирование хронической сердечной недостаточности у пациентов, перенесших инфаркт миокарда, остается высокой, несмотря на современные методы реваскуляризации миокарда.

Механизмы развития и прогрессирования неблагоприятного ремоделирования сердца до сих пор окончательно не определены, по всему миру ученые продолжают поиск новых биомаркеров, которые позволят понять, как происходит данный процесс. Костные морфогенетические белки играют важнейшую роль в регуляции воспалительных и репаративных реакций, в частности BMP-2 и BMP-4 представляют огромнейший научный интерес. Эти белки контролируют пролиферацию и дифференцировку клеток, в том числе клеток миокарда, а также активно участвуют в экспрессии генов. Ранее была обнаружена вовлеченность в процессы апоптоза/выживания клеток, их миграции и инвазии. Передача сигналов костными морфогенетическими белками регулируется на внутриклеточном и на внеклеточных уровнях, а ее нарушение влечет за собой патологические последствия и может быть рассмотрено в качестве терапевтической клинической мишени.

Роль костных морфогенетических белков в развитии воспаления миокарда на сегодняшний день так и не была установлена. Существующие данные, полученные экспериментальным путем, разрозненны и не дают точной информации.

Задачей коллектива томских ученых стала трансляция полученных в эксперименте данных в клинические посредством изучения сывороточных уровней костных морфогенетических белков и их динамики у пациентов с инфарктом миокарда, их взаимосвязи с клинико-инструментальными и лабораторными данными, отражающими клиническое течение инфаркта миокарда.

«Нами впервые было проанализировано участие костных морфогенетических белков в развитии неблагоприятного постинфарктного ремоделирования сердца у пациентов с инфарктом миокарда. Благодаря поэтапной оценке совокупности клинико-инструментальных и лабораторных данных у этой когорты пациентов, ранее полученные экспериментальные результаты были успешно транслированы в условия клиники. Полученные результаты подтверждают, что мы движемся в правильном направлении», - прокомментировала младший научный сотрудник Центральной научно-исследовательской лаборатории СибГМУ, врач-кардиолог НИИ кардиологии Томского национального исследовательского медицинского центра, кандидат медицинских наук Мария Керчева.

С результатами работы ученых можно ознакомиться в статье «Serum Levels of Bone Morphogenetic Proteins 2 and 4 in Patients with Acute Myocardial Infarction», опубликованной в журнале Cells (Q2).

Информация предоставлена пресс-службой СибГМУ