Источник фото - ru.123rf.com

Сотрудники кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ при поддержке Научно-образовательной школы (НОШ) МГУ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» показали, что правильное чтение дошкольниками многоразрядных чисел (двузначных и трехзначных) является важным показателем развития математических представлений детей. Результаты исследования представлены в Journal of Experimental Child Psychology.

В рамках принятой в России программы дошкольного образования дети знакомятся с числами только от 0 до 20, однако большинство дошкольников в возрасте 5 лет уже достаточно хорошо ориентируется и в трехзначных числах, которые часто встречают в окружающем их мире (например, на автомобильных номерах или ценниках в магазине). Как показало проведенное исследование, важно уделять внимание изучению трехзначных чисел уже в дошкольном возрасте, поскольку это помогает детям лучше понять разрядный состав числа.

«Правильное понимание разрядного состава чисел дошкольниками в дальнейшем поможет им легче научиться выполнять различные арифметические действия с двузначными числами в начальной школе, что является фундаментом для успешного освоения школьной программы по математике и другим предметам», — подчеркнул заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса.

В то время как большинство существующих исследований ограничиваются подсчетом процента правильно решенных математических заданий, в данном исследовании были проведены качественный анализ и категоризация допущенных детьми ошибок в назывании чисел. Были выделены два типа ошибок: синтаксические, то есть связанные с составом числа (например, когда ребенок просто называет цифры в числе по порядку их написания: «21 — два, один»), и лексические — не связанные с составом числа, такие как замена названия одной цифры названием другой (например, когда ребенок вместо «двадцать три» сказал «двадцать пять»). В результате проведенного исследования было установлено, что точность чтения чисел улучшалась с возрастом в первую очередь из-за снижения частоты синтаксических ошибок. При этом мальчики допускали меньше таких ошибок, чем девочки.

«Интересно отметить, что именно задания на чтение и идентификацию чисел являются наиболее диагностичными. Исследование показало, что при чтении многозначных чисел дети допускали больше ошибок, чем при их написании. Этот результат связан с особенностями русского языка, в котором содержатся подсказки о разрядном составе числа (например, “триСТА пятьДЕСЯТ один”). Написанные на бумаге числа не дают лингвистических подсказок о числовом составе, что делает задачу чтения более сложной. Данный результат показывает необходимость учета не только правильности выполнения детьми заданий на письмо и чтение чисел, но и учета их ошибок, а также значимости использования вспомогательных речевых подсказок для развития у детей понимания разрядной структуры числа», — рассказала доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Дарья Бухаленкова.

В результате проведенного исследования ученым удалось показать, что наилучшим предиктором способности детей представлять структуру многоразрядных чисел была частота синтаксических ошибок, которые они делали во время чтения чисел. Этот показатель является более значимым фактором, чем частота лексических ошибок и общая успешность выполнения задания, которая отражает все виды допущенных ребенком ошибок. Таким образом, анализ синтаксических ошибок, которые допускает ребенок при чтении чисел, может помочь исследователям и педагогам выявлять тех детей, которые нуждаются в помощи в развитии у них лучшего понимания разрядной структуры числа.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: ru.123rf.com