Научно-образовательная школа МГУ «Молекулярные технологии живых систем и синтетическая биология» (НОШ «Биология») показала свои достижения за 2022 год на заседании Ученого совета университета под председательством ректора МГУ Виктора Садовничего. Координатор НОШ и профессор биологического факультета МГУ Петр Каменский рассказал об основных достижениях в своем докладе.

В течение года школа реализовывала четыре новые образовательные программы магистратуры («Геномика и здоровье человека», «Регенеративная биомедицина», «Структурная биология и биотехнологии» и «Молекулярная биотехнология»). В их создании участвовали такие факультеты, как биотехнологический, химический, биологический, фундаментальной медицины, биоинженерии и биоинформатики, а также филологический. Например, последний разработал уникальный курс современного английского языка для биологов. Как отметил руководитель НОШ Петр Каменский, органы власти и бизнес ощущают недостаток в высококвалифицированных кадрах по данным направлениям. Всего по этим программам готовят около 35 человек в год.

Каменский также рассказал об еще одной задаче школы — о модернизации существующих образовательных программ МГУ. За 2022 год коллектив школы модернизировал 17 профилей подготовки в 5 подразделениях университета. Появились новые курсы, которые повысили междисциплинарность получаемых студентами знаний. «Если биологам не хватает медицины, то мы стараемся добавить похожий курс. Если химикам не хватает биоинженерии – мы поступаем соответствующим образом», – подчеркнул координатор НОШ «Биология». Успех подтверждает свежая статистика: количество выпускников бакалавриата, которые продолжили обучение в магистратуре по модернизированным программам, с прошлого года выросло примерно в 1,5 раза.

Одно из ключевых направлений научной деятельности НОШ – разработка инновационных способов борьбы с инфекционными заболеваниями. В прошлом году Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ, факультет биоинженерии и биоинформатики, химический и биологический факультеты объединились, чтобы создать новые методы борьбы с антибиотикорезистентностью. Согласно прогнозам, к 2050 году от устойчивых к антибиотикам бактериальных инфекций могут погибать до 10 млн человек в год, что примерно на 2 млн больше, чем ожидаемая смертность от рака. Межфакультетский проект МГУ получил поддержку профильного комитета Минобрнауки России и ожидает финансирования.

Участники школы активно внедряют принципы междисциплинарности в свою научную деятельность и тем самым повышают суммы грантового финансирования. Так, Российский научный фонд профинансировал работу пяти научных лабораторий, которые занимаются исследованиями в области регенеративной и молекулярной медицины, генетических и эпигенетических технологий, суперкомпьютерным моделированием живых систем, на 150 млн рублей в год. Примерно на 250 млн рублей в год Минобрнауки России поддержало две исследовательские программы в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий. Они посвящены новым системам геномного редактирования и промышленным биотехнологиям. Во всех данных крупных проектах принимают участие минимум по два подразделения МГУ – участника школы.

Петр Каменский отдельно подчеркнул важность проводимой школой экспертно-аналитической деятельности по обеспечению Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями. В рамках этой деятельности школа участвует в создании национальной системы защиты от новых инфекций: разработана информационно-аналитическая система «Борьба с инфекциями» и подготовлены материалы для проекта «Санитарный щит» в рамках Нацпроекта «Здравоохранение». Помимо этого факультет фундаментальной медицины МГУ совместно с другими организациями создал федеральную программу по регенеративной медицине. Как сообщил Каменский, ее уже утвердило Правительство России.