Сформировавшиеся стереотипы по поводу отсутствия у женщин способностей к точным наукам мешают им достигать успеха в этой сфере.

Девочкам часто говорят: «Математика – не женского ума дело!», «В инженерии нужен мужской склад ума». Подобные предрассудки обрушиваются на девушек со всех сторон в школе, вузе и даже на рабочем месте. В результате девушкам сложно строить карьеру в сфере STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics), а рынок труда лишается дополнительного притока молодых инженеров и программистов.

Согласно исследованию, девушек, уверовавших в математическое превосходство парней, больше трети — 35%. Сотрудники Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ показали, почему гендерные стереотипы лишают студенток веры в свои силы, приводят к проблемам в учёбе.

«Это и правда расхожий стереотип общественного сознания, причем его часто использует ближний круг: родители, друзья, преподаватели, знакомые», — уточняет инженер Анна С., выпускница МГТУ им. Н.Э. Баумана. Она уверяет, что под таким давлением легко сдаться, разувериться в том, что это реально «твоя» сфера. «Пару раз я серьезно задумывалась, а не бросить ли все. Ведь при таких предубеждениях женщинам очень сложно делать научную карьеру. Надо постоянно доказывать, что ты не уступаешь мужчинам».

Студентки нередко слышали в свой адрес, что их талант к математике скромнее по сравнению с сокурсниками-мужчинами. Это плохо влияло на их мотивацию к учебе и в итоге мешало дойти до диплома. «Для некоторых девушек это может привести к отчислению с программы, к нежеланию работать по выбранной профессии», - пишут социологи.

«Риски быть отчисленными увеличиваются для девушек, которые считают, что у юношей лучшие способности к математике. А таких в нашей выборке — 35%», комментирует исследователь Ирина Щеглова. «Студентки из указанной группы имеют шанс быть отчисленными на 57% процентов чаще, чем юноши», - подчеркивает социолог Наталья Малошонок. 

Исследования демонстрируют, что у девушек достижения по инженерным направлениям выше. «Но это обычно игнорируют, — говорит инженер Анна С. — Даже если ты хорошо учишься, к последнему курсу вуза тебя могут убедить в том, что «мужская» сфера тебе не по силам. Девушки начинают невольно думать: тут стеклянный потолок, тут нечего ловить, надо искать себе другое применение».

Демотивирующие суждения заставляют женщин сомневаться в своих способностях.  Социологи называют гендерные стереотипы «жестким фильтром», пройти через который удается самым стойким. Исследователи подчеркивают, что необходимо развенчивать стереотипы о разных способностях девушек и юношей в области точных наук. Это расширит присутствие женщин в STEM и поможет развитию этой сферы.

Фото: jackf / ru.123rf.com