Международная группа ученых определила, что глаза двух древних пауков, которые жили около 110 миллионов лет назад, могли «отражать» свет. Сообщение об открытии появилось на сайте Университета Канзаса (США). Статья опубликована в журнале Systematic Palaeontology.

Найденные окаменелости – большая удача. Обычно ископаемые останки членистоногих доходят до наших дней в янтаре, в этом же случае пауки сохранились в камне. Они затвердили вместе с водоемом, который когда-то находился на юге Корейского полуострова, в формации Чинджу. Недавно в этом районе проводились строительные работы, которые и позволили обнаружить донные отложения сланца с ценными ископаемыми.

Пауки принадлежат семейству Lagonomegopidae. Самое примечательное в них – большие глаза с серповидными структурами. Если бы пауки затвердели в янтаре, а не в камне, их органы зрения вряд ли дошли бы до наших дней в таком хорошем состоянии. Специалисты определили, что по строению глаз найденные пауки похожи на представителей двух других семейств паукообразных: дейнопидов и пауков-волков.

Но у глаз ископаемых пауков есть своя особенность: те самые серповидные структуры, которые, вероятно, являются тапетумом. Это особый слой сосудистой оболочки глаза, который находится позади сетчатки. Он отражает свет, снова направляя его на сетчатку после того, как фотоны уже прошли через нее. Именно этот слой отвечает за «свечение» глаз животных в условиях слабой освещенности: но не в полной темноте, так как тапетум лишь отражает свет. Как правило, тапетум встречается в глазах позвоночных (мы не раз видели, к примеру, яркие глаза-«огоньки» кошек или собак), но есть случаи, когда этот эффект проявляется и у членистоногих.

На данный момент ученые не могут с полной уверенностью сказать, что найденные пауки в эпоху позднего мелового периода охотились точно так же, как и современные потомки. Во-первых, глаза у первых смотрят не прямо, а к углам головы. Во-вторых, их органы зрения не могли улавливать свет максимально эффективно – такую способность паукообразные приобрели позже в процессе эволюции.

[Фото: Paul Selden]