«Эта перемена обстановки очень благотворно на меня действует – я отдыхаю. Потом эта ровность температуры, великолепие растительности, красота местности заставляют совершенно забывать прошлое, не думать о будущем и только любоваться настоящим. Думать и стараться понять окружающее – отныне моя цель»,

 Николай Миклухо-Маклай

(Путешествия на Берег Маклая)

Выдающийся русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай известен как один из первых ученых, исследовавших коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, включая папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (Берег Маклая, названный в его честь). Ученый большую часть своей жизни путешествовал и проводил научные исследования в этих точках земного шара, не задерживаясь на родине больше чем на год. Своим многолетним трудом в области изучения папуасов этнограф внес большой вклад в развитие естественных наук.

На протяжении своей жизни Миклухо-Маклай был убежденным защитником коренных народов исследуемых им территорий и противником работорговли. Будучи одним из первых последователей Чарльза Дарвина, Миклухо-Маклай также известен сегодня как ученый, который на основе своих сравнительно-анатомических исследований был среди пионеров-антропологов, опровергнувших господствующее мнение о том, что различные расы человечества принадлежат к разным видам. Миклухо-Маклай являлся сторонником принципа единства человеческого рода. Он всегда отрицал распространенные теории, согласно которым чёрные расы – это переходный биологический вид от обезьяны к человеку разумному.

«Волосы на голове папуаса растут совершенно также, как у европейца и вообще, как на человеческом теле… Как и на голове, волосы на теле папуасов растут вовсе не группами или пучками, как это утверждают некоторые наблюдатели.

Я никоим образом не могу согласиться с авторами, которые приписывают папуасам некую особенно шершавую кожу. Не только у детей и женщин, но и у мужчин кожа гладкая и ничем не отличается в этом отношении от кожи европейцев. То обстоятельство, что здесь многие страдают psoriasis’ом и вследствие этого имеют кожу, покрытую сухими чешуйками, не представляет еще расовой особенности; понятно также, что если многие другие смазывают кожу в течение многих лет особым сортом глины, то неудивительно, что она становится у них несколько грубее. Наконец, также ясно, что кожа у людей, постоянно всюду ходящих нагими и подвергающих себя действию солнца и всем переменам погоды, не может быть так же нежна, как кожа людей, защищающих себя платьем. Одним словом, какую-то особенную шершавость кожи никоим образом нельзя приводить в качестве одного из признаков, отличающих папуасов от остальных людей».

В ходе трех экспедиций на северо-восточном побережье Новой Гвинеи: с 20 сентября 1871 по 19 декабря 1872 года, с 27 июня 1876 по 6 ноября 1877 года и с 17 по 23 марта 1883 года исследователь успешно взаимодействовал с аборигенами — народом бонгу. Он даже изучил местный язык. И в итоге стал персонажем фольклора и мифологии папуасов, в которых представал как классический культурный герой: прекращал войны, дарил железные топоры, обращал племена к земледелию и призывал островитян переселяться на материк.

«Они приходили ко мне, прося изменить погоду или направление ветра; были убеждены, что мой взгляд может вылечить больного или повредить здоровому, думали положительно, что я могу летать и даже, если захочу, могу зажечь море», — Николай Миклухо-Маклай (Путешествия на берег Маклая).

Миклухо-Маклай признан видным деятелем не только российской, но и австралийской науки XIX века. Он принимал участие в важных вопросах истории Австралии и Новой Гвинеи. В письмах в австралийские газеты Миклухо-Маклай выражал свое несогласие с рабочей силой и работорговлей («черными дроздами») в Австралии, Новой Каледонии, а также с британской и германской колониальной экспансией в Новой Гвинее.

Будучи в Австралии, он построил первую биологическую исследовательскую станцию в Южном полушарии, был избран членом Линнеевского общества Нового Южного Уэльса и сыграл важную роль в создании австралийской биологической Ассоциации. Кстати, ученый был женат на Маргарет-Эмме Робертсон, дочери премьер-министра Нового Южного Уэльса. Все три его внука внесли свой вклад в общественную жизнь Австралии.

Помимо северо-восточного побережья Новой Гвинеи, имя ученого носит и река Makley River в заливе Астролябия; залив Южного океана у берегов Антарктиды (Земля Уилкса) на долготе Западной Австралии, а также астероид 3196 Маклай (Maklaj), открытый в 1978 году. Кроме того, в 1947 году имя Миклухо-Маклая было присвоено Институту этнографии АН СССР (сегодня Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области социально-культурной и физической антропологии). Улицы Миклухо-Маклая существуют в Москве и Маданге (Папуа-Новая Гвинея). Вновь основанная деревня близ мыса Гарагаси в 2017 году официально получила имя Миклухо-Маклая.

17 июля, в день рождения Миклухо-Маклая отмечается профессиональный праздник этнографов.

Иллюстрация: портрет Миклухо-Маклая, выполненный К. Маковским, 1883 г. Хранится в Кунсткамере. Источник:topwar.ru

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников