Сухас Рао (Suhas S.P. Rao) из Медицинского колледжа Бейлора, США, и его коллеги по большой группе ученых из различных американских научных учреждений, сумели визуализировать процесс движения ДНК в ядре человеческой клетки. Это позволяет видеть, как эта трехмерная структура изменяется с течением времени. Подробно о своей работе исследователи рассказали в статье, опубликованной в журнале Cell.

Каждое ядро человеческой клетки заполнено двумя метрами ДНК, обернутой вокруг 46 хромосом, наподобие перемешанных спагетти. Эта «лапша» находится в постоянном движении, приспосабливаясь к текущим нуждам клетки, и эта постоянная корректировка приводит к контакту определенных генов, с тем, чтобы они могли работать вместе. Исследователи визуализировали этот танец с 20-минутными интервалами: они смогли видеть, как эта трехмерная структура изменяется с течением времени.

При этом они продемонстрировали, как один белок помогает организовать эти движения. Удаляя и затем добавляя этот белок, называемый когезин, исследователи создали определенные цепи ДНК, которые исчезают, а затем снова появляются. Однако когезин влияет только на цепи, приводящие в контакт только гены на одной и той же хромосоме. Похоже, заметили ученые, еще другой, все еще неизвестный механизм, который «стыкует» гены из разных хромосом.

Меняющийся «ландшафт» помогает клеткам быстро изменять состав активированных гены. Понимание этой хореографии может помочь исследователям лучше понять и лечить генетические заболевания.