30 июня в формате видеоконференц-связи прошло шестое, заключительное заседание президиума Союза Ректоров, посвященное вопросам транспортного образования и предложениям по совершенствованию образования РФ.

Название изображения

Фото: принт-скрин видеоконференции шестого заседания президиума Российского Союза ректоров

Заседание открыл президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик В.А. Садовничий. Виктор Садовничий упомянул, что на предыдущих пяти заседаниях уже были рассмотрены вопросы политехнической, ресурсной отраслей, медицинских и классических университетов. По завершению шестого заседания будут сформулированы предложения по улучшению образования в сфере транспорта, после чего, будет создана редакционная группа, которая обобщит предложения, связанные со стратегией развития высшего образования РФ. Над подготовкой предложений уже поработали сотрудники более 100 университетов РФ.

Помимо этого, Виктор Садовничий напомнил, что 27 июня состоялся онлайн-выпускной, сейчас проходят церемонии вручения дипломов студентам и начинается подготовка к новому учебному году. В.А. Садовничий призвал ректоров президиума подготовить несколько вариантов выхода к обучению. Виктор Садовничий отмечает, МГУ будет подготавливать три варианта выхода к обучению: оптимистический, когда обучение начнётся в обычном режиме, второй, промежуточный вариант, когда лекционные курсы будут проводиться преимущественно дистанционно, а практические занятия в аудиториях, и третий вариант, если будет неблагоприятная обстановка, - его идея заключается в дистанционном проведении всех занятий. В.А. Садовничий отмечает, что на данном этапе это «мысли вслух», ещё многое непонятно, возможны корректировки, но, тем не менее, он предлагает и другим ректорам продумать различные варианты начала обучения.

Далее прозвучал доклад ректора Российского университета транспорта (РУТ) А.А. Климова о положении дел и перспективах развития в системе транспортного образования. По словам А.А. Климова, транспортное образование – это 17 организаций высшего образования, подведомственные Минтрансу России и трём транспортным агентствам – федеральному агентству железнодорожного транспорта, агентству морского и речного транспорта, Росавиации, 91 филиал и 254 773 обучающихся. Система сформировалась ещё в советские времена и сохранила свою отраслевую и ведомственную принадлежность и в годы трансформации всей системы высшего образования.

Климов выделил ряд особенностей в сфере транспортного образования: отраслевая специфика предъявляет повышенные требования к здоровью и психологическим особенностям абитуриентов; в транспортных образовательных организациях существует тесная связь с работодателем; необходимо соответствие высоким международным требованиям; в отрасли проводятся преимущественно прикладные исследования в соответствии с запросами от компаний; транспортные компании отличает отсутствие привязки к определённой территории, они экстерриториальны.

В докладе А.А. Климов обозначил основные вехи транспортного образования, контрольные цифры приёма и количество выпускников прошлого года, численность трудоустроенных выпускников по целевому обучению. В своём выступлении А.А. Климов не обошёл стороной и визитную карточку транспортных вузов – молодёжные студенческие отряды и активное участие вузов в социальной жизни студентов.

Завершил доклад ректор Российского университета транспорта анализом потенциала использования транспортных технологий будущего, задач, поставленных транспортной области к 2024 году, вклада студентов транспортных вузов в транспортные системы Москвы.

«Мы идем в тренде развития мирового и высшего образования вообще, и транспортного образования и рассчитываем, что реализация задач, которые прописаны на этом слайде позволит нам и дальше поддерживать авторитет транспортного образования, который и так в мире высок» - комментирует А.А. Климов, ссылаясь на слайд с программами развития транспортных вузов.

Из презентации А.А. Климова

Из презентации А.А. Климова

 

 

После презентации последовали вопросы к ректору транспортного университета: о современных тренажёрах, особенностях  организации обучения, присвоения квалификации и сроках обучения. В.А. Садовничий предложил А.А. Климову по итогам заседания внести предложения в развитие образования в транспортной сфере, подготовив срез проблем.

Встреча закончилась оглашением академиком Садовничим комментариев Союза ректоров о концепции программы стратегического академического лидерства РФ с предложением создать редакционную группу с целью дальнейшей доработки материалов. В том числе прозвучали предложения: наряду с глобальными рейтингами использовать и учитывать показатели Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета», индикаторы развития университетов, наряду с ориентацией на критерии глобальных рейтингов, также должны отражать показатели, характеризующие качество образовательной деятельности, для части индикаторов и ключевых показателей Национальных исследовательских университетов и Опорных университетов необходимо представить пороговые значения, возможность реально оценить свои шансы на присутствие в заявляемой категории.