Впервые человеческие роговицы были напечатаны на 3D-принтере учеными из Университета Ньюкасла, Великобритания, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Experimental Eye Research.

Это означает, что техника может быть использована в будущем для обеспечения неограниченного запаса роговиц.

В качестве внешнего слоя человеческого глаза роговица играет важную роль в фокусировании зрения. 10 миллионов человек во всем мире требуют хирургической операции для предотвращения слепоты роговицы в результате таких заболеваний, как трахома или инфекционное расстройство глаз. Кроме того, почти 5 миллионов человек страдают от полной слепоты из-за рубцевания роговицы, вызванного ожогами, рваными ранами, абразией или болезнью. Вместе с тем существует значительная нехватка роговиц, доступных для трансплантации.

В статье сообщается, что для создания био-чернил стволовые клетки (стромальные клетки роговицы человека) от здорового донора смешивались с альгинатом и коллагеном для создания варианта, который можно было напечатать.

Печать производилась на простом недорогом 3D-биопринтер, в котором био-чернила спрессовывались в концентрические круги, чтобы сформировать форму роговицы человека. Для печати потребовалось менее 10 минут.

Че Коннон, профессор тканевой инженерии в Университете Ньюкасла, возглавлявший эту работу, сказал: «Многие команды во всем мире пытаются создать идеальные био-чернила, чтобы сделать этот процесс осуществимым. Наш уникальный гель - комбинация альгината и коллагена – сохраняет стволовые клетки живыми, производя материал, достаточно жесткий, чтобы удерживать его форму, но достаточно мягкий, чтобы быть выжатым из сопла трехмерного принтера. Это основывается на нашей предыдущей работе, в которой мы несколько недель при комнатной температуре сохраняли живые клетки внутри аналогичного гидрогеля. Теперь у нас есть готовые к использованию био-чернила, содержащие стволовые клетки, позволяющие пользователям начать печатать ткани, не беспокоясь о выращивании клеток в отдельности».

Ученые также продемонстрировали, что они могут построить роговицу в соответствии с уникальными характеристиками пациента.

Размеры напечатанной ткани были первоначально взяты из реальной роговицы. Просканировав глаза пациента, ученые получили данные, которые использовали для быстрой печати роговицы нужной формы и размера.

Профессор Коннон добавил: «Теперь наши 3D-печатные роговицы должны пройти дальнейшие испытания и через несколько лет мы сможем использовать их для трансплантации».