Проверка работоспособности научных приборов на борту на орбитальной марсианской станции Trace Gas Orbiter миссии «ЭкзоМарс-2016» завершена в конце ноября, сообщает пресс-служба ИКИ РАН. Два из четырех приборов на станции созданы российскими учеными.

Спектрометрический комплекс ACS, установленный на орбитальном аппарате, включает в себя три инфракрасных спектрометра различного принципа действия: НИР, МИР и ТИРВИМ. Они исследуют атмосферу Марса, ищут водяной пар, кислород, измеряют содержание метана, соотношение дейтерия к водороду, состав аэрозолей.

Спектрометры ACS калибровали во время полета, а теперь включали 23–28 ноября, чтобы наблюдать в надир, то есть вниз, к поверхности планеты. Так данные прибора ТИРВИМ показали, что температура поверхности составила около 0 градусов Цельсия. Это довольно высоко для Марса, хотя наблюдения проводили в полдень. Непрерывный спектр в области 9 мкм расскажет о свойствах или составе пыли.

В эти же дни, 23 и 26 ноября, получены первые спектры прибора НИР. У него высокое спектральное разрешение и хорошие оптические характеристики, что позволит непрерывно мониторить водяной пар и свечение кислорода в атмосфере. Кроме того, НИР тестировали во время полета миссии к планете, и его данные оказались ценными. По ним можно подробно изучить линии в спектре Солнца в области 1,38 мкм. Эти данные впервые записаны с таким высоким разрешением вне атмосферы Земли.

Сейчас все приборы на борту переведены в спящий режим в ожидании начала работы.

Кроме того, аппарат несет еще три прибора: спектрометрический комплекс NOMAD, нейтронный детектор FREND (российский) и комплекс камер высокого разрешения CaSSIS.

Напомним, что миссия «ЭкзоМарс», подготовленная совместно ЕКА и Роскосмосом, прибыла к Марсу 19 октября 2016 года. Орбитальный модуль Trace Gas Orbiter успешно достиг расчетной орбиты, а посадочный модуль «Скипарелли» (Schiaparelli) разбился при спуске.