Под Алеутскими островами Аляски может скрываться загадочный, ранее не обнаруженный супервулкан, - пишет sciencenews.org.

Новое исследование предполагает, что широкий кратер, образовавшийся при взрыве супервулкана, соединяет по крайней мере четыре существующих вулкана. Он настолько велик, что, если бы супервулкан извергался в течение последних нескольких тысяч лет, он мог бы разрушить цивилизации по всему миру, говорит Джон Пауэр, геофизик из обсерватории вулканов Аляски Геологической службы США. Пауэр представил результаты на ежегодном собрании Американского геофизического союза 7 декабря.

Открытие, еще не подтвержденное, появилось на основе нескольких свидетельств, которые на первый взгляд кажутся несвязанными, говорит Диана Роман, вулканолог из Научного института Карнеги в Вашингтоне (округ Колумбия). На первый взгляд, шесть вулканов, расположенных недалеко от центра цепи островов, выглядят как обычное вулканическое скопление. Но вместе взятые, данные убедительно указывают на существование кальдеры диаметром около 20 километров. Вершины вулканов расположены в виде кольца, а батиметрическая карта морского дна, в основном датируемая 1950-ми годами, показывает дугообразные хребты и впадину глубиной 130 метров в центре кольца. Оба являются подсказками о том, что вулканы связаны одной большой кальдерой - массивным кратером, который образуется, когда очень большая магматическая камера в вулкане взрывается и выливается.

Данные о гравитации со спутников отражают вид других кальдер. И анализ таких вулканических газов, как диоксид серы, а также модели микроземлетрясений также предполагает наличие кальдеры.

«Нас не удивили микроземлетрясения, - говорит Роман, учитывая, что один из вулканов - гора Кливленд - является одним из самых активных вулканов на Алеутских островах. Но, по ее словам, эти микроземлетрясения распространились дальше на восток и север, чем можно было бы ожидать, исходя только из вулканов, наблюдаемых на поверхности. - Это имеет больше смысла в контексте кальдеры».

Отличительной чертой многих кальдер являются все еще действующие вулканы на их краях, которые входят в один и тот же магматический очаг, даже спустя долгое время после образования самой кальдеры. Гора Кливленд подходит под этот сценарий. «С 2001 года оно извергалось 60 или 70 раз», - говорит Пауэр. По его словам, помимо взрыва заоблачных пепловых шлейфов, которые мешают воздушному сообщению, этот уровень постоянной активности типичен для вулканов, обрамляющих другие известные кальдеры. Одним из таких вулканов является индонезийский Ринджани, извержение которого около 1257 года выбросило в атмосферу достаточно частиц серы, чтобы охладить всю планету.

Собирать доказательства воедино было непросто из-за чрезвычайно удаленного местоположения, в основном под водой и новых вулканических отложений, которые скрывают более старые. Кроме того, отдельные исследования предоставили разные доказательства существования кальдеры супервулкана, но ни одно из них не связывало точки. Роман сравнивает подход команды с «заглядыванием под подушки дивана».

«Это прекрасный пример того, как множество нитей объединяются, чтобы создать большую историю, - говорит Майкл Поланд, вулканолог из обсерватории вулканов Йеллоустоун Геологической службы США, который не принимал участия в исследовании. - Мы начинаем получать наборы данных, необходимые для подобных открытий».

По словам Поланда, область на Алеутских островах доступна лишь в течение короткого времени, так что «собирать данные - это безумная спешка». Но это именно то, что команда надеется сделать, чтобы подтвердить существование кальдеры. Он также планирует поиск подходящего пепла в ледяных кернах, собранных в других частях мира, чтобы определить, когда супервулкан мог бы извергнуться. «Эти очень большие кальдеры оказывают очень большое влияние во всем мире, - говорит Пауэр. - Эта потенциальная идентификация помогает нам понять, чего мы можем ожидать, почему Кливленд так активен, и определить степень опасности».