Новости науки на портале «Научная Россия»

Палеонтологи выяснили, как крупные пернатые динозавры высиживали яйца, не разбивая их

Новое исследование показало, что у динозавров была умная стратегия: они сидели в открытом пространстве в центре кольца яиц – так они могли сохранить тепло и не раздавить их.

Современные птицы, которые высиживают яйца, – от большой синицы до страусов – сидят прямо на кладках с будущим потомством. Некоторые из более крупных предков птиц из мелового периода не смогли бы этого сделать – иначе они бы раздавили яйца. Новое исследование показало, что у динозавров была продуманная стратегия: они сидели в открытом пространстве в центре кольца яиц. Так они не могли раздавить их и сохраняли тепло, – сообщает портал Science News

Палеонтологи изучили около трех десятков окаменевших яичных кладок, принадлежащих разным видам овирапторозавров (Oviraptorosauria) – группе пернатых плотоядных динозавров мелового периода, которые обитали на территории нынешних Северной Америки, Южной Америки, Европы и Азии. В кладках, заложенных более крупными видами овирапторозавров, были огромные пустые пространства в центре, сообщила в журнале Biology Letters исследовательская группа во главе с палеонтологом Кохей Танака (Kohei Tanaka) из Музея Нагойского университета в Японии.

Хотя невозможно определить точные виды овирапторозавров, исходя только из размеров яиц и кладок, исследователи разделили яйца на три типа. Самые маленькие – длиной менее 170 миллиметров – отнесли к группе Elongatoolithus, которая, вероятно, включала в себя виды пернатых динозавров с массой тела от нескольких десятков до 100-200 килограммов, подобно сегодняшним страусам и эму. Яйца среднего размера принадлежат группе Macroolithus, а самые крупные яйца – длиной более 240 миллиметров – группе Macroelongatoolithus. У динозавров последней группы масса тела достигала, возможно, около 2000 килограммов.

Затем группа измерила диаметр кладки и диаметр открытой «площадки» в центре (если такая была). На изображении ниже показано, что у небольшого вида овирапторозавров практически отсутствует пустое пространство в центре круга, но оно становится более заметным у видов побольше. У самых крупных пернатых динозавров открытое пространство занимает большую часть площади кладки. Это, по мнению исследователей, позволяло крупнейшим родителям овирапторозавров удобно «устроиться» в центре кладки, уменьшив весовую нагрузку на яйца, сохраняя при этом яйца теплыми. Известно, что современные птицы не используют такой стиль высиживания.

[Фото: Science News]