Ученые СПбГУПТД нашли способ создания нового текстильного материала из неутилизируемых отходов шелкопереработки

Хорошо известны уникальные свойства натурального шелка, комплексом которых не обладает ни одно из синтетических или природных волокон. Шелк чрезвычайно прочен, хорошо впитывает влагу и пропускает воздух, биосовместим и не вызывает аллергии, устойчив к действию микробов, бактерий и грибков, чем отличается от хлопка.

Но мало кто знает, что только половина шелкового сырья доходит до потребителя в виде изделий. Вторая половина попадает в отходы. Проблемой утилизации отходов ценных биополимеров научная группа Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна занимается много лет. Итогом исследований стала разработка способа получения материала из неутилизируемых отходов шелкопереработки.

«Волокнистые отходы шелка обрабатываются химическим составом, и на чесальном агрегате из них формируется равномерный холст. Затем этот холст скрепляется на иглопробивной машине. В результате получается прочный воздухопроницаемый и высокопористый материал, который может иметь разную толщину и поверхностную плотность. Затем в пористой структуре этого материала методом пропитки водным раствором солей формируются наночастицы серебра и меди. Применив метод нейронных сетей для математической обработки результатов многофакторного эксперимента (концентрации реагентов, условия пропитки), мы научились управлять количеством и размерами наносимых наночастиц», - комментирует один из авторов разработки магистр кафедры химических технологий им. проф. А.А. Хархарова СПбГУПТД Ольга Яковлева.

В результате нетканый материал из отходов шелка обладает бактерицидными и фунгицидными свойствами: на его поверхности в течение 24 часов погибают все нанесенные грибки, грамположительные и грамотрицательные бактерии и вирусы. Материал может быть использован в медицине, в быту, для создания элементов спортивной одежды и обуви.

Источник информации и фото: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна