Ученые исследуют новый тип планетарной активности – ферровулканизм – по металлическим астероидам, - пишет sciencenews.org.

Представьте себе металлический астероид, извергающий расплавленное железо, и вы получите суть ферровулканизма - нового типа планетарной активности, предложенного недавно двумя исследовательскими группами.

Когда в 2022 году НАСА запустит исследование металлического астероида Психея, ученые-планетологи смогут найти признаки такой вулканической активности в прошлом объекта. В рамках нового исследования «впервые кто-то выяснил, как вулканизм может выглядеть на этих астероидах», - говорит ученый-планетолог Джейкоб Абрахамс из Калифорнийского университета в Санта-Крус.

Считается, что металлические астероиды - это открытые, богатые железом ядра планетезималей, которые потерпели катастрофическое столкновение по мере развития Солнечной системы, прежде чем превратиться в полноразмерные планеты. Обнаженное ядро ​​могло быть подвержено воздействию холодного пространства, еще будучи расплавленным. По словам Абрахамса и планетолога Фрэнсиса Ниммо, также из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, в таком случае ядро замерзло и застыло бы снаружи, образуя твердую железную корку, которая была бы плотнее, чем лежащее в центре расплавленное железо.

Такое несоответствие плотности является одной из предпосылок образования вулканов на Земле, то есть более легкий и плавучий материал, поднимающийся сквозь трещины в коре мог бы привести образованию извергающих железо вулканов на металлических астероидах.

Другой способ, которым ферровулканизм мог произойти на металлических астероидах, был описан ученым-планетологом Брэндоном Джонсоном из Университета Брауна в Провиденсе. Если бы в остывающем железном ядре также было немного камня и серы, ядро могло бы быть заключено в кокон под каменистой, а не железной корой. При дальнейшем охлаждении активной зоны участки обогащенной железом жидкости с растворенной в них избыточной серой затвердевали бы медленнее, чем окружающие материалы. По словам Джонсона, эти жидкие участки должны были быть более плавучими, чем порода над ними, что заставило бы их пробираться вверх и наружу.

Джонсон говорит, что, если у Психеи тако скалистый покров над железом, это может объяснить, почему астероид выглядит гораздо менее плотным, чем ожидалось.

«Мы продолжали думать, что это слишком дико и не может быть верным, - говорит Джонсон, об идее ферровулканизма. - Но мы не могли доказать себе, что это не сработает. Если другая группа в то же время выступила с той же идеей, то она не могла быть абсолютно невозможной».

Космический корабль «Психея» начнет искать признаки прошлого ферровулканизма, когда достигнет одноименного астероида, расположенного в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером, в 2026 году, - говорит главный исследователь миссии и ученый-планетолог Линди Элкинс-Тантон из Университета штата Аризона в Темпе.

Важно также, что, если бы Психея вращалась во время охлаждения, ее расплавленное ядро ​​могло бы генерировать магнитное поле. Вулканические потоки, которые охлаждались на поверхности астероида, могли бы зафиксировать это магнитное поле, которое ученые тоже смогут увидеть.