Марсоход НАСА «Curiosity» сделал большое открытие: самый высокий уровень метана, который когда-либо был зарегистрирован в атмосфере на поверхности Красной планеты. Он составляет 21 миллиардную долю, что в три раза больше, чем предыдущий рекорд, который «Curiosity» зарегистрировал еще в 2013 году, передает журнал Nature.

Ровер «Curiosity» измерял количество метана много раз с тех пор, как приземлился в кратере Гейл в 2012 году. Уровень газа обычно был низким, часто в диапазоне нескольких трилионных долей. А сейчас показатель вырос до 21 миллиардной доли. Одна доля означает, что если взять объем воздуха на Марсе, одна миллиардную часть его составит метан. Предполагается, что уровень газа растет и падает по мере изменения марсианских сезонов.

Планетологии активно следят за метаном на Марсе, потому что присутствие этого газа может быть признаком жизни на планете. На Земле большинство метана производят микроорганизмы, хотя газ также может поступать из геологических источников – в результате химических реакций с участием горных пород. У марсохода «Curiosity» нет специального оборудования, который мог бы определить источник газа на Красной планете, поэтому пока нельзя сказать, откуда он происходит.

Сегодня основной аппарат, который должен отслеживать уровень метана на Марсе, это «Орбитальный аппарат для исследования малых составляющих атмосферы» (Trace Gas Orbiter, TGO). Космическое устройство приступило к работе в 2016 году в рамках программы «ЭкзоМарс», чтобы разгадать тайну метана на Марсе, но до сих пор он не смог уловить этот газ.

Одним из объяснений этого может быть то, что метан разжижается или разрушается, когда его уровень повышается в атмосфере Марса, говорит Майкл Мамма (Michael Mumma), ученый-планетолог из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА. А орбитальные космические аппараты, такие как TGO, лучше всего подходят для измерения уровня метана, который находится на много километров выше поверхности.

В настоящее время TGO ищет метан в атмосфере высоко над кратером Гейла. То же самое относится и к космическому кораблю Mars Express Европейского космического агентства (ESA), другому орбитальному аппарату на Марсе, который измеряет уровень метана.

[Фото: NASA/JPL-CALTECH/MSSS/HANDOUT/Getty]