Группа исследователей во главе с учеными из Геттингенского университета проанализировала новую находку в Пещере Единорога (Einhornhöhle) в горах Гарц (Германия). Авторы работы пришли к выводу, что на самом деле неандертальцы, генетически наиболее близкие родственники современным людям, обладали замечательными когнитивными способностями, сообщает пресс-служба Геттингенского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Ecology and Evolution.

Среди сохранившихся останков, которые ученые обнаружили в горах Гарц, была неприметная кость стопы. Удалив налипший на кость слой грунта, ученые увидели на ней угловой узор из шести надрезов. Они сразу поняли, что это не следы от разделки животного, а явно декоративный узор.

Далее команда сравнила эту кость с костями конечностей современного крупного рогатого скота. Их эксперимент показал, что кость, вероятно, сначала нужно было прокипятить, чтобы вырезать узор на размягченной поверхности кости с помощью каменных инструментов, и эта работа занимает около 1,5 часов.

Выяснилось, что древняя кость стопы принадлежала гигантскому оленю (Megaloceros giganteus). «Вероятно, не случайно неандерталец выбрал для своей резьбы кость впечатляющего животного с огромными рогами», – говорит профессор Антье Швальб из Технического университета Брауншвейга, один из авторов статьи.

Возраст находки ученые оценили в 51000 лет. «Тот факт, что новая находка из Пещеры Единорога датируется очень давно, показывает, что неандертальцы уже могли самостоятельно создавать узоры на костях и, вероятно, также общаться с помощью символов за тысячи лет до прибытия современных людей в Европу, – говорит руководитель проекта профессор Томас Тербергер с факультета предыстории и ранней истории Геттингенского университета. – Это означает, что творческие способности неандертальцев должны были развиваться независимо. Таким образом, кость из пещеры Единорога представляет собой старейший украшенный объект в Нижней Саксонии и одну из самых важных находок неандертальского периода в Центральной Европе».

[Фото: A. Tröller-Reimer/D. Leder, © NLD]