Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 1283

27 июля 1667 г. родился Иоганн Бернулли — один из пионеров матанализа

Вспоминаем заслуги выдающегося математика

Его ум видел истину,

Его сердце познало справедливость.

Он — гордость Швейцарии

И всего человечества.
Вольтер об Иоганне Бернулли

27 июля (6 августа) 1667 года родился выдающийся швейцарский математик Иоганн Бернулли – один из ярчайших представителей династии математиков Бернулли. Более ста лет члены семьи Бернулли заведовали кафедрой математики Базельского университета, а работали в университете на разных должностях и того дольше – около 250 лет. Конечно, было вполне ожидамо, что в такой одаренной семье родится будущий выдающийся ученый. Однако заслуги Иоганна Бернулли на ниве точных наук столь велики, что он прочно и на долгие века вписал свое имя в историю.

Основные достижения Иоганна относятся к математическому анализу, теории дифференциальных уравнений и аналитической механике. Работы Бернулли легли в основу первого в мире учебника математического анализа, выпущенного его учеником Гийомом Лопиталем: «Анализ бесконечно малых для исследования кривых линий» (1696 г.). Иоганн Бернулли впервые в истории науки поставил и решил вариационную задачу, заложил основы вариационного исчисления. Он же первым открыл простейшую форму закона больших чисел, вывел формулу для разложения функции в степенные ряды, дал первое систематическое изложение дифференциального и интегрального исчислений.

Бернулли запомнился и своими работами в области механики. Кроме того, он считается одним из основоположников математической физики. Многогранный ученый не обошел стороной и медицину: после окончания университета Бернулли активно, и весьма успешно, занимался врачебной практикой. Швейцарский математик воспитал целую плеяду выдающихся ученых: Леонард Эйлер, Даниил Бернулли, Николас де Бегелин и другие.

Иоганн Бернулли родился на четверть века позже Исаака Ньютона. После смерти Ньютона в 1727 году Бернулли стал лидером европейских математиков. Сам же Иоганн Бернулли скончался 1 января 1748 года в возрасте 80 лет, оставив после себя богатое научное наследие.

базельский университет династия бернулли иоганн бернулли исаак ньютон матанализ математическая физика математический анализ