Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 633

250 миллионов лет некоторые животные тоже впадали в спячку

Согласно новым исследованиям, спячка – древний тип адаптации. Американские ученые описали состояние, подобное гибернации, у животного, которое обитало в Антарктиде во время раннего триаса, около 250 миллионов лет назад,

Согласно новым исследованиям, спячка – древний тип адаптации. В статье, опубликованной в журнале Communications Biology, ученые из Вашингтонского университета (США) описали состояние, подобное гибернации, у животного, которое обитало в Антарктиде во время раннего триаса, около 250 миллионов лет назад, предает портал EurekAlert!.

Существа, принадлежащее к роду листозавров (Lystrosaurus), были дальними родственниками млекопитающих. Большинство из этих приземистых, коренастых животных были размером примерно со свинью, но некоторые вырастали до 2-2,5 метров в длину. У них не было зубов, но была пара клыков в верхней челюсти, которые листозавры, вероятно, использовали, чтобы выкапывать себе пищу: корни, клубни, наземные растения.

По окаменелым клыкам листозавра ученые и смогли предположить, что древнее животное переживало какое-то время состояние оцепенения, чтобы пережить суровые погодные условия. Как бивни у слонов, клыки у листозавров непрерывно росли на протяжении всей жизни. Поперечные сечения окаменелых клыков могут содержать информацию о жизненном цикле о метаболизме, росте, стрессе или напряженном состоянии. Ученые сравнили поперечные сечения бивней шести антарктических листрозавров и бивней четырех листрозавров из Южной Африки.

Клыки из этих двух областей показали похожие модели роста дентина: его слои располагались в виде концентрических кругов, похожих на годичные кольца у деревьев. Но в окаменелостях из Антарктики ученые заметили дополнительную особенность, которая редко встречалась или отсутствовала в клыках из более северных широт: плотно расположенные толстые кольца. Вероятно, они указывают на периоды, когда дентин меньше откладывался из-за длительного стресса животного.

Исследователи не могут окончательно заключить, что листозавры переживали настоящую гибернацию, которая представляет собой специфическое недельное замедление метаболизма, снижение температуры тела и активности. По словам авторов работы, стресс мог быть вызван другой формой оцепенения, похожей на спячку – например, более кратковременным замедлением метаболизма.

Антарктида во времена листрозавра находилась в основном в пределах Южного полярного круга, как и сегодня, и каждую зиму переживала долгое отсутствие солнечного света. Несмотря на то что в триасе Земля была намного теплее, чем сегодня, а некоторые части Антарктиды могли быть засажены деревьями, растения и животные за Южным полярным кругом по-прежнему могли испытывать резкие годовые колебания количества дневного света. И потому нуждались в какой-то форме адаптации, похожей на гибернацию.

[Иллюстрация: CRYSTAL SHIN]