Зимние праздники — одни из самых любимых и значимых во всем мире. Традиционно мы ждем от этой поры перемен, а вместе с переменами обязательно случается что-то поистине доброе. Рождество — христианский праздник, знаменующий рождение в Вифлееме Иисуса Христа. Появление на свет Бога Сына окружено мистическим, таинственным ореолом. Эти дни связывают с приближением чудес: именно в новогоднюю пору непременно происходит что-то фантастическое. Растворенное в воздухе ощущение подкрадывающегося волшебства вдохновляет творцов на создание невероятных, но таких близких и понятных по духу сюжетов. 

Какой праздник, такие и персонажи. Они наделены экстраординарными свойствами, как, например, Дед Мороз. Волшебник, летающий на запряженных оленями санях, мчится по заснеженному ночному небу. Он преодолевает головокружительные расстояния, успевая за одну новогоднюю ночь облететь детишек по всему миру, радуя их желанными подарками. 

Кого еще мы вспоминаем, наряжая елку, готовя новогодние угощения, собираясь за одним столом всей семьей? Вероятнее всего, на ум придет еще один поистине волшебный персонаж — Щелкунчик. Вспомните эти ощущения из детства, связанные с красочными образами из «Щелкунчика»: большая пышная елка, украшенная конфетами и фонариками, заснеженные окна и чудесные подарки: солдатики, платья и игрушечный замок с зеркалами и золотом, внутри которого двигаются сотни изящных фигурок. Все эти фрагменты окутывают теплом воспоминаний и собираются в единый рождественский образ. 

Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» (2011)

Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» (2011)

Автор: Ника Гольц / Картинки и разговоры

Приведем одно из описаний убранства: «Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало ее шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами. <...> Фриц тем временем уже три или четыре раза проскакал вокруг стола на новом гнедом коне. Потом он произвел смотр новому эскадрону гусар; они были одеты в великолепные красные мундиры, размахивали серебряными шпагами и сидели на таких белоснежных конях, что можно было подумать, что и кони тоже из чистого серебра». 

Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» (2015)

Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» (2015)

Автор: Максим Митрофанов / Картинки и разговоры

Кто же подарил миру персонажа, олицетворяющего собой всеми любимую праздничную пору? Написанная в 1816 г. сказка немецкого композитора, музыканта и непревзойденного сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» считается едва ли не самой главной рождественской историей в мире. Она пропитана тайной, ожиданием и предзнаменованием чуда, а острое и динамичное развитие сюжета раскрывает жизнь — такую, как она есть: непредсказуемую, но справедливую.  

Обложка «Щелкунчик и Мышиный король», опубликованная в сборнике «Детские сказки» (Берлин, 1816)

Обложка «Щелкунчик и Мышиный король», опубликованная в сборнике «Детские сказки» (Берлин, 1816)

Источник: Автор неизвестен / Общественное достояние / Wikipedia

Интересно, что прототипами главных героев стали дети Юлиана Гитцига, приятеля Гофмана, которым он любил рассказывать сказки и дарить самодельные игрушки, Фриц и Мари Гитциг. Писатель перенес в свое произведение имена и черты характера юных слушателей.

Сюжет сказки «Щелкунчик и Мышиный король» погружает нас в удивительные события рождественской ночи. Двенадцатилетняя девочка Марихен Штальбаум получила в подарок от своего крестного Дроссельмейера куклу-щелкунчика для раскалывания орехов и пожалела незаурядное устройство, которому Фриц после неудачной колки выломал несколько зубов. Перед сном девочка задерживается возле шкафа и оказывается в центре схватки игрушек во главе со Щелкунчиком и мышей под предводительством семиголового Мышиного короля. Сказка смешивается с реальностью — девочка своими глазами видит наступление человекоподобных мышей на оживших кукол. 

Петер Карл Гайсслер. Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» (1840) 

Петер Карл Гайсслер. Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» (1840) 

Источник: Peter Carl Geissler / Общественное достояние / Wikipedia

Мари пытается убедить окружающих, что события прошлой ночи реальны — Щелкунчик живой, а в комнате и правда была мышиная армия. Но девочке никто не верит, волшебство не выдерживает проверки скептицизмом. Взрослые списывают рассказ Мари на приступ горячки. Однако Гофман не собирается отдавать правду в руки рассудительной реальности и всячески убеждает читателя в том, что история Мари — не выдумка.

Крестный Дроссельмейер рассказывает историю своего племянника, заколдованного Мышиным королем. Помочь вернуть ему прежний облик может только победа над злобным грызуном и любовь Прекрасной дамы. Мари осуждает его за то, что он не помог Щелкунчику, и решает спасти его во что бы то ни стало. Когда ночью Мышиный король приходит в ее комнату и вымогает сладости взамен на свободу Щелкунчика, Мари отдает ему все — конфеты, книжки, платья, но вскоре понимает, что аппетиты мыши растут и скоро Мышиный король загрызет ее саму. 

Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» (2015) 

Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» (2015) 

Автор: Максим Митрофанов / Картинки и разговоры

По традиции рождественской истории все заканчивается хорошо: заколдованный принц в облике уродливой игрушки встает на защиту Мари и побеждает Мышиного короля. Любовь рассеивает злые чары, и они вместе отправляются в прекрасное кукольное королевство, напоминающее идеальную фантазию маленькой девочки. Родители не верят ее воспоминаниям о приключениях и просят забыть эту невероятную историю, однако девочка постоянно думает о Щелкунчике. Гофман умел как никто другой соединять сказку и реальность. И в финале «Щелкунчика» два мира — фантазии и реальности — сближаются и комбинируются: на пороге дома Штальбаумов появляется племянник Дроссельмейера, расколдованный Щелкунчик, и предлагает ей стать спутницей своей жизни, а на их свадьбе танцуют двадцать две тысячи нарядных кукол. 

Почему же «Щелкунчик» по праву считается самой рождественской сказкой? Здесь есть и тайна, и любовь, и смелость, и самоотверженность, и борьба добра со злом. И, конечно, волшебство — люди превращаются в кукол, игрушки принимают человеческий облик. Фантазия сталкивается с реальным миром, который далеко не идеален. Даже в такой светлый праздник беды не миновать, но ее всегда можно побороть. Главное — быть готовым противостоять злу. По ходу сюжета главные герои формируются как личности: они преодолевают собственный страх, непонимание окружающих, открывая новые возможности для познания себя и мира вокруг. 

Чудесная история вдохновила множество творцов. В 1882 г. в России вышло новое издание сказки «Щелкунчик». Иллюстрации книги были настолько яркими и красивыми, что она захватывала сердца детей и взрослых. С тех пор к образу «Щелкунчика» обращались и мультипликаторы, и кинематографисты, и музыканты, и художники.

Премьера «Щелкунчика» в Мариинском театре (1892)

Премьера «Щелкунчика» в Мариинском театре (1892)

Источник: Анонимный фотограф IXX в. / Общественное достояние / Wikipedia

Э.Т.А. Гофман обладал особым музыкальным талантом и мог чувствовать текст на каком-то особенном уровне. Даже сказка «Щелкунчик и Мышиный король» словно звучит: ритм и мелодия легко ложатся в основу балета и оперы. Самая знаменитая постановка — балет «Щелкунчик» нашего гениального соотечественника Петра Ильича Чайковского, впервые исполненный в 1892 г. на сцене Мариинского театра. Чайковский не случайно выбрал произведение Гофмана: преодоление злых чар с помощью любви — один из его самых любимых лейтмотивов. 

Балет стал главным атрибутом Нового года и Рождества. С тех пор «Щелкунчик» ставили множество раз практически во всех театрах мира, а музыка из этого балета узнаваема спустя десятилетия. 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Фото на странице: Алексей Витвицкий / РИА Новости 

Фото на главной странице: Кирилл Каллиников / РИА Новости