Разгадан ещё один секрет «голубых бродяг»

По концентрации и местоположению таких звёзд в шаровом скоплении можно определить его возраст

Некоторые люди сохраняют отличную форму в 90 лет, а кто-то дряхлеет уже к пятидесяти. Мы знаем, что скорость, с которой человек стареет, только в общих чертах связана с его действительным возрастом, и может в большей степени зависеть от его образа жизни. Новое исследование, выполненное с помощью 2,2-метрового телескопа Европейской южной обсерватории MPG/ESO в Ла-Силья (Чили) и космического телескопа «Хаббл», показывает, что то же самое можно сказать и о звёздных скоплениях.

Чуть более месяца назад астрономы ESO сообщали об открытии особого вида звёзд в шаровых скоплениях. Последние обычно относят к самым старым объектам Вселенной. Как правило, звёзды, входящие в их состав, образуются из одного облака материи, и возраст большинства из них составляет порядка десяти миллиардов лет. Но шаровые скопления – не просто застывшие обломки прошлого. В этих густонаселённых звёздных «городах» всё ещё продолжаются активные и интересные процессы, и красноречивое свидетельство тому – «голубые бродяги».

Эти небесные тела голубее и ярче, – а значит, и массивнее, – чем должны быть звёзды после десятка миллиардов лет эволюции. По всей вероятности, от рождения они не были такими крупными, как сейчас, но в некоторый момент своей истории получили дополнительную «инъекцию» вещества либо в результате столкновения и последующего слияния светил, либо переноса массы от одного компонента двойной системы к другой.

Сам по себе факт нахождения «голубых бродяг» в старых галактиках, состоящих в основном из красных гигантов, уже вызывает немалое любопытство. Теперь же учёные выяснили, что с этими звёздами связана ещё одна особенность шаровых скоплений: по их концентрации и расположению можно судить о возрасте всего массива, а вернее, о том, насколько быстро он стареет. По мере старения скопления более тяжёлые звёзды опускаются к его центру, как бы «выпадая в осадок».

Анализируя изображения, полученные с помощью двух телескопов, исследователи обнаружили, что несколько таких объектов выглядели молодыми: «голубые бродяги» были распределены по всему их объёму. Более многочисленную группу образовали скопления, в которых эти звёзды скучились вблизи их центров, что указывало на их старость. Галактики третьей группы находились в процессе старения: в них наблюдалась миграция звёзд в направлении центра, причём по мере продвижения в глубину скорость «оседания» небесных тел увеличивалась.

«По нашему мнению, в случае быстро стареющих скоплений процесс «выпадения в осадок» должен закончиться в течение нескольких сотен миллионов лет, а у наиболее медленно развивающихся он может занять время, в несколько раз превосходящее современный возраст Вселенной», – говорит Барбара Ланцони (Barbara Lanzoni) из Болонского университета (Италия), соавтор исследования.

возраст звёзд галактики европейская южная обсерватория космология хаббл шаровые звёздные скопления