Орбитальная обсерватория Европейского космического агентства INTEGRAL зафиксировала редчайшее явление: выпущенные красным гигантом потоки энергии «оживили» соседний космический объект, вращавшийся на медленной скорости, — ядро мертвой звезды. При этом произошел выброс рентгеновского излучения.

Вспышка излучения от неизвестного источника в Млечном Пути была впервые считана обсерваторией прошлым летом. Ученые стали внимательно наблюдать за этим явлением и пришли к выводу, что излучение исходит от медленно вращающейся нейтронной звезды с сильным магнитным полем, которая, скорее всего, только начала питаться энергетическим материалом соседнего красного гиганта.

Звезды, масса которых приблизительно составляет от одной до 8 масс Солнца, превращаются в красные гиганты в конце своего жизненного цикла. Их внешние слои распространяются на миллионы километров звездными ветрами, идущими от центра звезды.

Еще более крупные звезды, масса которых превышает массу Солнца в 25-30 раз, в конце своей жизни растрачивают все топливо, и происходит взрыв сверхновой, в результате чего иногда образуется вращающееся «мертвое» звездное тело с сильным магнитным полем, известное как нейтронная звезда.

Звездные пары — довольно распространенное явление, однако обнаруженная система из нейтронной звезды и красного гиганта очень редка и известна как «симбиотическая рентгеновская звездная пара»; всего таких систем было открыто не более 10.

[Иллюстрация: ESA]