Шведские археологи завершили раскопки двух гробниц в Хала Султан Текке на Кипре. Они нашли более 150 человеческих скелетов и около 500 предметов, в том числе золотые украшения, драгоценные камни и керамику, датируемые примерно 1350 годом до нашей эры, сообщает пресс-служба Гетеборгского университета.

Скелеты и ритуальные погребальные объекты лежали слоями друг на друге, а это означает, что гробницы использовались на протяжении нескольких поколений. «Находки свидетельствуют о том, что это семейные усыпальницы правящей элиты города. Например, мы нашли скелет пятилетнего ребенка с золотым ожерельем, золотыми серьгами и золотой диадемой. Вероятно, это был ребенок из влиятельной и богатой семьи», – говорит профессор Питер Фишер, руководитель раскопок.

Археологи обнаружили украшения и другие предметы из золота, серебра, бронзы, слоновой кости и драгоценных камней, а также богато украшенные сосуды многих культур. Сравнив артефакты с аналогичными находками из Египта, археологи смогли определить возраст украшений. Большинство объектов относятся ко временам Нефертити и ее супруга Эхнатона, древнеегипетского фараона. То есть им около 1550 лет.

Среди любопытных артефактов – керамический бык. В теле этого полого быка есть два отверстия: одно на спине, чтобы заполнить его жидкостью – скорее всего, вином, – и одно у носа, из которого можно пить. Ученые предполагают, что люди проводили трапезу в усыпальнице в память о своих умерших.

Одна особенно важная находка – цилиндрическая печать из минерала гематита с клинописной надписью из Месопотамии (с территории современного Ирака), которую археологи смогли расшифровать. В тексте из трех строк упоминаются три имени. Одно из них принадлежит Амурру – богу, которому поклонялись в Месопотамии. Два других имени – имена исторических королей, отца и сына, которые ученые смогли обнаружить в других текстах на глиняных табличках того же периода. В настоящее время исследователи пытаются определить, почему печать оказалась на Кипре более чем в 1000 километрах от того места, где она была сделана.

Красный драгоценный камень сердолик из Индии и голубой драгоценный камень лазурит из Афганистана, а также янтарь с Балтийского моря доказывают, что кипрский город играл центральную роль в торговле в бронзовом веке. Золотые украшения, а также скарабеи (амулеты в форме жуков с иероглифами) и останки рыбы, привезенной из долины Нила, рассказывают историю интенсивной торговли с Египтом.

Далее ученые планируют провести анализ ДНК скелетов, который покажет, как похороненные в этих гробницах люди были связаны друг с другом и были ли среди них чужеземцы.

[Фото: PETER FISCHER, TERESA BÜRGE]