Г.А. Жеребцов.

«На моей памяти это единственный случай, когда имя, выбранное родителями, определило судьбу», ― писал об академике известный журналист В.С. Губарев. Действительно, всю свою жизнь Гелий Александрович Жеребцов изучает Солнце, которое, как известно, в основном состоит из водорода и гелия.

Г.А. Жеребцов ― крупный специалист в области солнечно-земной физики и верхней атмосферы Земли. Основные труды ученого созданы в области физики солнечно-земных связей, исследования влияния солнечной вариабельности на глобальные изменения климатической системы Земли, динамики высокоширотных крупномасштабных атмосферных структур на ионосферном уровне, динамического режима полярной ионосферы, распространения радиоволн в высоких широтах, электризации космических аппаратов.

Более 30 лет Гелий Александрович Жеребцов возглавлял Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, где организовал специальную обсерваторию по исследованию верхней атмосферы и околоземного космического пространства с помощью высокопотенциального радара, с применением новейших вычислительных технологий. По его инициативе в институте создан Центр космического мониторинга Земли, решающий важные для экономики региона задачи. С помощью уникального оборудования ученые института исследуют природу и динамику солнечных магнитных полей, солнечные вспышки и другие активные образования на Солнце. Большое внимание уделяется изучению солнечного ветра и космических лучей, методам моделирования, созданию новых приборов и инструментов, без которых невозможно исследование солнечно-земных связей.

Ученый входит во многие профильные российские и международные советы. Г.А. Жеребцов ― председатель научного совета РАН по физике солнечно-земных связей (совета «Солнце — Земля»), член бюро научного совета РНА по распространению радиоволн, содиректор Объединенного Российско-Китайского научного центра по космической погоде (ОНЦ-КП), координатор программы президиума РАН по фундаментальным исследованиям РАН «Солнечная активность и физические процессы в системе “Солнце — Земля”». Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени и «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», Почетной грамотой Президента РФ. Кроме того, Г.А. Жеребцов ― почетный гражданин Иркутской области и заслуженный деятель науки Бурятии и Монголии.

Сегодня, 17 сентября, ученый отмечает свое 84-летие.

Коллектив портала «Научная Россия» поздравляет Гелия Александровича Жеребцова с днем рождения и желает ему крепкого здоровья и долгих лет плодотворной работы!

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников:

Иркутский государственный университет

Издательский дом «ЭраПресс»

Высшая аттестационная комиссия (ВАК)

Портал Сибирского отделения РАН

Фото: из архива «Научной России».