Новое исследование, проведенное учеными из Бристольского университета, показало, что делают животные после притворной смерти, чтобы избежать гибели от хищника, и каковы причины такого поведения. Работа опубликована в журнале PLoS ONE.

Многие животные, защищаясь из последних сил, становятся неподвижными после контакта с хищником. Это поведение настолько распространено, что его можно узнать по таким выражениям, как «играть в опоссума», то есть притворяться. Говорят, что в экстремальных обстоятельствах оно встречается даже у людей.

В предыдущих исследованиях, проведенных на личинках муравьиных львов, ученые заметили, что они становятся неподвижными после того, как их касаются. В какой-то момент личинок нужно было взвесить, что с такими маленькими насекомыми может быть очень сложно: если они двигаются на подносе весов, определение их массы может быть затруднено.

Однако когда личинок муравьиных львов очень аккуратно опустили на поддон весов, они оставались совершенно неподвижными в течение более чем достаточного времени, чтобы их вес был точно зафиксирован.

Профессор Найджел Фрэнкс из Школы биологических наук Бристольского университета, возглавлявший исследование, сказал: «Мы решили изучить это поведение и обнаружили, что количество времени, в течение которого отдельные личинки остаются неподвижными, совершенно непредсказуемо для каждой отдельной особи».

Исследование показывает, что поведение муравьиных львов, прячущихся таким образом у всех на виду, скорее всего, носит адаптивный характер, поскольку хищник, подобравший, а затем бросивший личинку муравья, не может знать, как долго ждать, пока его потенциальная жертва снова начнет двигаться и станет узнаваемым объектом добычи. Один из зафиксированных муравьиных львов оставался совершенно неподвижным более часа.

Даже если невозможно предсказать, когда неподвижный муравьиный лев оживет, это не означает, что хищник обязательно покинет место происшествия в поисках другой добычи. Следующим этапом изучения стал вопрос о том, что делают животные после мнимой смерти.

Личинки муравьиного льва могут искать безопасности в рыхлом субстрате, в котором они обычно строят свои норы. Но вполне возможно, что хищник сбросит муравья на твердую поверхность, которая не позволит ему выбраться через нору.

С помощью сложного автоматизированного видеослежения за прерывистым передвижением отдельных насекомых на разных субстратах ученые обнаружили, что действия личинки после окончания периода неподвижности зависят от того, какие стратегии бегства доступны.

Профессор Фрэнкс добавил: «Наше исследование, возможно, является первым, которое определило, что делают животные после того, как они прикинулись мертвыми. Мы показали, что их действия зависят от контекста. Таким образом, наша работа открывает возможности для изучения жизни после смерти у огромного числа животных, которые демонстрируют симуляцию смерти, танатоз или то, что мы предпочитаем называть постконтактной неподвижностью».

[Фото: Nigel R Franks, University of Bristol]