Ученые из Кембриджского университета в сотрудничестве с коллегами из Финляндии смогли создать структурно окрашенный материал, который отражает свет в 20–30 раз эффективнее максимально отбеленной бумаги. Статья ученых опубликована в журнале Advance Materials, о разработке сообщает сайт Кембриджского университета.

Ранее было известно, что цвет панциря белого бриллиантового жука рода Cyphochilus обусловлен не пигментами, а размером и свойствами его хитиновых чешуек. Их особая структура обеспечивает одинаково эффективное рассеяние фотонов разной длины волны. Исследователи задались целью «скопировать» технологию и смогли создать искусственный материал с аналогичными свойствами.

Хитиновую структуру они воспроизвели с использованием нитей целлюлозы, получив сверхтонкие мембраны. С помощью мембран разной толщины исследователи смогли подобрать точную структуру покрытия, аналогичную той, что есть у жука-прототипа.

В отличие от соединений, с помощью которых сегодня создаются максимально белые материалы — диоксида титана и оксида цинка — такое структурное окрашивание отличается высокой биосовместимостью и экологической безопасностью. Кроме того, целлюлоза — дешевый и доступный материал. Ученые рассчитывают, что в дальнейшем разработка пригодится в косметической, пищевой и фармацевтической промышленности.

[Иллюстрация: Olimpia Onelli]