Жизнь зарождалась по дороге на Землю

Органические вещества из межзвездного льда, возможно, «дозревали» в космическом вакууме под действием УФ и космических лучей, чтобы потом попасть на Землю с кометами.

Органические вещества из межзвездного льда, возможно, «дозревали» в космическом вакууме под действием ультрафиолета и космических лучей, чтобы потом попасть на Землю с кометами — и именно так на нашей планете зародилась жизнь. К такому выводу пришел коллектив французских ученых под руководством доктора Пьера де Марселлюса (Pierre de Marcellus) из университета Париж-Юг. Подробная статья об это опубликована в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences), краткую суть пересказывает газета Los Angeles Times.

Межзвездный лед находится в космических облаках, из которых формируются звезды и их планетарные системы. Астрофизики ранее уже нашли в этом году многие молекулы-предшественники сложных органических веществ: воду, углекислоту, метанол, аммиак и метан. Напрашивается вывод, что именно оттуда прото-органика могла быть доставлена на землю. Роль «курьеров» при этом, скорее всего, выполняли кометы.

Но как из этих простых веществ сформировались сложные органические молекулы, вплоть до белков и ДНК? До сих пор считалось, что этот процесс целиком происходил в покрывавшем землю древнем океане — «первичном супе». Однако теперь ученые предположили, что формирование сложной органики могло начаться уже во время путешествия первичных молекул через космический вакуум.

Чтобы доказать такую возможность, научный коллектив под руководством д-ра Марселлюса в лабораторных условиях составил смесь из таких прото-органических молекул и подвергли ее действию тех же условий, что и в открытом космосе — а именно, ультрафиолетовой радиации, космических лучей и высоких температур. Ранее таким образом уже удавалось получить некоторые сложные органические вещества, в том числе аминокислоты — это «кирпичики», из которых построены белки. Теперь же французским ученым удалось получить еще 10 новых молекул, включая сахариды гликоальдегид и глицеральдегид.

Как пишут исследователи в своей статье, эти молекулы «считаются ключевыми веществами-предшественниками в первых шагах синтеза рибонуклеотидов в планетарной среде». Заметим, что из рибонуклеотидов состоит рибонуклеиновая кислота (РНК), важнейшее вещество, работающее в клетке в тесной связи с ДНК.

Полученные французскими учеными результаты могут иметь важное значение для координации работы мощного телескопа ALMA в Чили (который недавно подробно заснял рождение планет в облаке вокруг далекой звезды) и научно-исследовательского аппарата Rosetta, работающего сейчас на комете Чурюмова-Герасименко. Теперь понятно, какие именно вещества им нужно искать.

зарождение жизни кометы межзвездный лед