Как выглядит рождение планет

Международный телескоп ALMA сделал беспрецедентно качественные снимки расположенного вокруг одной из звёзд созвездия Тельца газопылевого диска, из которого прямо на наших глазах формируются планеты.

Расположенный в чилийской пустыне международный радиотелескоп ALMA сделал самые лучшие на данный момент снимки того, как из газопылевого диска вокруг далёкой звезды формируются планеты. Об этом сообщает газета New York Times (по ссылке можно также посмотреть красивое видео, в котором смоделирован этот процесс).

Звезда, о которой идёт речь, находится в 450 световых годах от Земли, в созвездии Тельца, и называется HL Tauri. На снимках видно, что она окружена дисковидным облаком из газа и космической пыли диаметром около 35,5 млрд км, что в 4 раза больше диаметра орбиты Нептуна — последней (после «разжалования» Плутона) планеты нашей Солнечной системы.

Окружающий HL Tauri диск распадается на кольца, подобные кольцам Сатурна. Это признак того, что из диска формируются планеты. Возникшие в разных местах диска зачатки планет (планетезимали) притягивают к себе газ и пыль, постепенно «обрастая» ими и становясь полноценными планетами, а пространство между их будущими орбитами очищается и становится пустым, что мы и видим. Таким образом, мы можем наблюдать одну из финальных стадий этого процесса, который начинается в «звёздных яслях» — туманностях, где газ и космическая пыль ещё пребывают в первозданном хаотическом состоянии.

Заснять процесс рождения планет настолько подробно до сих пор не удавалось.

Астрономы определили что, HL Tauri имеет возраст всего в 1 млн лет, что по меркам звёзд является «ранним младенчеством». Ранее считалось, что такие молодые звёзды не могут формировать вокруг себя планетарные системы, однако теперь эту точку зрения, видимо, придётся пересмотреть. «Похоже, что формирование планет может происходить быстрее, чем мы до сих пор считали», — говорит доктор Кэтрин Влахакис (Catherine Vlahakis), астроном из команды ALMA.

Это уже второе за последние дни сообщение о находках ALMA. Ранее стало известно, что этот телескоп обнаружил в созвездии Волосы Вероники ещё одну звезду (HD 107146) с протопланетарным диском, причём очень интересным: пыль в нём сильнее концентрирована на окраине, а не ближе к звезде, как это обычно бывает. Похоже, здесь планетезимали рядом со звездой уже сформировались, в то время как на периферии протопланетного диска их формирование еще не завершено.

hl tauri радиотелескоп alma рождение планеты