Международный коллектив ученых, изучив древнюю ДНК, выделенную из человеческих останков, возрастом почти 8000 лет, найденных в пещере на Дальнем Востоке, показал, что генетически некоторые современные восточноазиатские народы, живущие, например, в Китае и на российском Дальнем Востоке близки к охотникам-собирателям каменного века. Это первая работа по сравнению данных ядерного генома древних народов Восточной Азии с современными популяциями. Ее результаты опубликованы в журнале Science Advances.
Согласно результатам работы, на Дальнем Востоке не было генетических разворотов за последние восемь тысячелетий. Поэтому некоторые современные этнические группы имеют замечательное генетическое сходство с охотниками каменного века, которые некогда населяли данные территории.
В отличие от генетического постоянства народов Восточной Азии большая часть Западной Европы испытывала постоянные миграции ранних фермеров из Леванта, которые поглотили популяции охотников-собирателей. Затем последовала волна кочевников из Центральной Азии в бронзовом веке. Эти события стали, вероятно, результатом революции новых технологий — сельского хозяйства и металлургии.
В статье показано, что по крайней мере для части Восточной Азии генетический разрыв между популяциями, начиная с раннего неолита, неожиданно невелик.
Несмотря на то, что народы разделены большим отрезком времени, установлена исключительная генетическая близость между народом ульчи Амурского бассейна, что расположен в районе границ России, Китая и Северной Кореи, и древними охотниками-собирателями, захороненными в пещере в Приморье рядом с родиной ульчи.
Авторы статьи предполагают, что большие пространства Восточной Азии и сильные колебания климата могли предотвратить губительное влияние неолитического сельского хозяйства и сопровождавшей его миграции, которая смела охотников-собирателей по всей Европе. Ученые отметили, что ульчи сохраняли свой охотничий, рыболовный и собирательский образ жизни до недавнего времени.
«С точки зрения генетики, народы в Восточной Азии мало изменились за восемь тысячелетий», — цитирует пресс-служба Кембриджского университета ведущего автора статьи Андреа Маника (Andrea Manica). Он проводил это исследование вместе с коллегами из Усланского национального института науки и технологии в Корее, Тринити-колледжа и Университетского колледжа в Ирландии. В исследовании принимал участие Институт этнологии и антропологии РАН.
«После того, как мы сопоставили некоторые местные смешения народов, ульчи и древние охотники-собиратели оказалась почти одинаковыми с генетической точки зрения, несмотря на то, между ними тысячелетия», — сказал Маника.
Эта работа подкрепляет теорию двойного происхождения современной популяции Японии, согласно которой, японцы произошли от охотников-собирателей и аграриев, которые принесли с собой влажное рисоводство из Южного Китая. Аналогичная схема вырисовывается у корейцев, которые генетически близки японцам.
Однако, по словам Маника, нужно больше данных о ДНК времен неолита из Китая, чтобы установить родину аграриев, участвовавших в становлении японцев.
ДНК, с которой работали ученые, добыли из останков древних людей, найденных в пещере Ворота дьявола, расположенной в гористом районе Приморья, как раз напротив Японии. Впервые пещеру раскопали советские археологи в 1973 году. Там нашли сотни каменных костяных орудий труда, обугленные дерево от дома, ткань из дикой травы, которая представляет собой самый ранний пример текстиля, а также неполные останки пяти людей.
Лучшие образцы для анализа из Ворот дьявола получены из черепов двух женщины: один череп принадлежал 20-летней девушке, другой — женщине около 50 лет. Само же место находок датируется возрастом 9000 лет. Однако обе женщины погибли около 7700 лет назад.
ДНК молодой женщины показало, что она, вероятно, была кареглазой с густыми прямыми волосы. У нее не было непереносимость лактозы и она страдала от «алкогольной краснухи»: реакции кожи на алкоголь, ныне распространенной на территории Восточной Азии.
Если образцы ДНК из Ворот дьявола показывают высокое генетическое сродство с ульчи, то рыбаки из той же области, которые говорят на тунгусском языке близки к другим тунгусско-говорящим народам в нынешнем Китае, таким как орочены и нанайцы.
«Есть этнические группы с традиционными обществами и глубокими корнями на Дальнем Востоке России и в Китае, чьи культуры, языки и население быстро расходятся. Наша работа показывает, что группы образуют сильную генетическую линию, идущую от ранних неолитических охотников-собирателей, которые населяли один регион тысячи лет до этого», — сказала Вероника Сиска (Veronika Siska) из Кембриджского университета, ведущий автор статьи.
[Иллюстрации: Elizaveta Veselovskaya]