Желтые алмазы Якутии произошли из древнего органического вещества

Ученые намерены найти коренное месторождение желтых алмазов, изучив их свойства и условия образования.

Ученые Института геологии и минералогии СО РАН и Новосибирского государственного университета проанализировали условия образования желтых алмазов. Это поможет в поиске их месторождений. Результаты опубликованы в журнале Lithosпишет пресс-служба вуза.

Ученые исследовали алмазы из россыпей северных районов Якутии. Конкретно их интересовала разновидность желтых алмазов. В природном виде они не отличаются внешней привлекательностью, в отличие от привычных нам блестящих и прозрачных разновидностей. Кристаллы желтых алмазов кривые, округлые, ярко-желтого, желто-зеленого или темно-оранжевого цвета. После огранки желтые алмазы стоят очень дорого.

В последнее время спрос на желтые алмазы вырос, поэтому геологи намерены искать новые месторождения, но оказалось, что данных об этом недостаточно. Не известен и коренной источник россыпей желтых алмазов, то есть собственно кимберлитовая трубка, откуда их вымыло реками. Точно неизвестны также условия образования алмазов. Их цвет обусловлен присутствие атомов азота, а значит, они находились в мантии Земли в довольно холодных условиях и по геологическим меркам недолго.

Ученые проанализировали особенности морфологии, дефекты и примеси, изотопный состав углерода желтых алмазов из россыпей. Изучили включения других минералов в алмазы, которые попали туда в процессе кристаллизации из глубинного расплава. Анализ показал, что сырьем для кристаллизации желтых алмазов, вероятно, служила органика в составе древней океанической плиты. Эта океаническая плита давным-давно столкнулась с континентом и стала погружаться вглубь Земли. Росли температуры, давление, органический материал стал расплавом, и где-то на глубине 150-250 км кристаллизовались желтые алмазы.

Что касается их коренного источника, то найти его пока не удалось. «Ранее мы вместе проводили поиск аналогов желтых алмазов из россыпей в известных коренных кимберлитовых месторождениях Якутской алмазоносной провинции, который не дал результатов. Значит, можно предположить, что существует какой-то другой источник», — цитирует пресс-служба первого автора статьи, доктора геолого-минералогических наук Дмитрия Зедгенизова из лаборатории экспериментальной геохимии и петрологии мантии Земли ГГФ НГУ.

Россыпи Якутии очень богаты крупными кристаллами желтых алмазов. Встречаются кристаллы более 10 карат. Поэтому ученые рассчитывают найти гигантское коренное месторождение желтых алмазов.

алмазы желтые алмазы месторождения алмазов