Франциск МакКабин (Francis McCubbin) из Института Метеористики в Нью-Мехико, Брайан Монтелеоне (Brian Monteleone) и Хорст Маршал (Horst Marschall) и его коллеги из Института Океанографии в Вудс-Хол считают, что вода на Земле появилась тогда же, когда и суша, а вовсе не была занесена из космоса упавшими кометами. Это, в свою очередь, может означать, что жизнь на нашей планете возникла раньше, чем до сих пор считалось. Об этом рассказывает пресс-релиз на сайте Океанографического института в Вудс-Хол.

Чтобы вычислить источник воды, ученые решили измерить соотношение между двумя стабильными изотопами водорода: дейтерием (H3) и водородом (H). Части Солнечной системы, формировавшиеся в разное время, отличаются их количественным содержанием. Исследователи уже знали соотношение этих изотопов для метеоритов с хондритовой структурой, сформировавшихся из того же газопылевого облака, что и Солнце, то есть около 4,6 миллиардов лет назад, и хотели сравнить его с данными объекта, сформировавшегося в тоже время, что и наша планета — тем самым они рассчитывали вычислить время появления воды на Земле.

Они проанализировали образец с астероида Веста-4, предоставленный НАСА. Поверхность Весты–4 покрыта базальтом — застывшей лавой. Уникальная структура образца и его возраст, — приблизительно на 14 миллионов лет моложе времени формирования Солнечной системы, — позволяет рассматривать подобные объекты как наиболее древние запасники воды во внутренних частях Солнечной системы.

Используя масспектрометр вторичных ионов, сотрудники лаборатории ионных исследований на базе Института океанографии изучили 5 различных образцов. Впервые количество изотопов водорода было измерено в эвкритовых метеоритах.

Результаты показали одинаковое соотношение изотопов водорода в Весте-4 и на Земле. Принимая во внимание эти данные и данные о изотопах азота, можно говорить о хондритах, как об источнике воды на Земле. «Эти первичные метеориты составляли большую часть Солнечной системы, — сказал Сьюн Нельсон (Sune Nielson), геолог из Института океанографии. — В них содержится много воды, и потому они рассматривались как вероятная причина появления воды на Земле». Все вышесказанное вовсе не исключает того, что количество воды на Земле пополнялось за счет позднее образовавшихся ледяных метеоритов, но этот фактор уже не являлся решающим.

Ранее считалось, что вода была занесена на нашу планету из космоса, уже после того, как она сформировалась, в упавших метеоритах, состоявших изо льда и замерзшего газа. Одним из аргументом в пользу этой теории было предположение, что в процессе формирования планета была слишком горячей и молекулы воды просто испарились бы из-за высоких температур и были бы унесены в космос.

Источник иллюстрации: Джек Кук/ Океанографический институт Вудс-Хоул