Сегодня, 12 апреля 2022 года, в Морской порт Санкт-Петербурга прибыло научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» Арктического и антарктического научно-исследовательского института, выполнявшее рейс по программе 67-й Российской антарктической экспедиции. На борту судна на Родину вернулись 64 участника экспедиции и 59 членов экипажа.
За время рейса, длившегося 133 дня, судно совершило плавание в Атлантическом, Тихом и Южном океанах с остановками в портах Кейптаун и Бремерхафен и на станциях и полевых базах Молодежная, Беллинсгаузен и Русская. Все плановые сезонные операции и работы Российской антарктической экспедиции выполнены в срок и в полном объеме.
«В этом сезоне наши полярники выполнили большой объем научных работ, которые лягут в основу исследований об изменениях климата на Земле. Успешно решена важнейшая задача по подготовке инфраструктуры для начала первого этапа капитального строительства нового зимовочного комплекса на станции Восток и первой очереди нового модульного служебно-жилого комплекса на станции Мирный. С этой целью проведена беспрецедентная по масштабам и сложности логистическая операция по доставке оборудования и материалов. Поддержку работы полярников обеспечивали более 50 единиц наземной транспортной техники, морские суда и авиация. Благодаря этой работе в следующем сезоне мы сможем приступить к возведению новых объектов на наших станциях», – рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров.
В общей сложности за сезон специалистами РАЭ проведено 14 санно-гусеничных походов протяженностью свыше 30 тысяч километров. Из них 9 походов по маршруту Прогресс-Восток и 5 топливных походов на базы «550 км» и «1100 км», обеспечивающих дозаправку техники. Сезонный транспортный отряд в составе 90 человек обеспечил доставку около 1600 тонн грузов, включая 1200 тонн материалов и конструкций для строительства нового зимовочного комплекса станции Восток. В походах использовались 40 тягачей PistenBully 300 Polar, 5 тракторов Caterpillar и 6 вездеходов Бурлак. Для операции были изготовлены специально увеличенные платформы на лыжном ходу, размером 12,2 м длиной и 8,15 м шириной, способные перевозить груз свыше 60 тонн.
Для обеспечения научно-исследовательских и транспортно-логистических задач в антарктической зоне работали научно-экспедиционные суда «Академик Федоров» и «Академик Трешников» ААНИИ, НИС «Академик Мстислав Келдыш» Российской академии наук и НИС «Профессор Логачев» АО «Росгеология».
В сезонный период 67-й РАЭ российские полярники провели широкий спектр научных исследований. В том числе комплексный мониторинг природной среды Антарктики на пяти российских антарктических станциях Восток, Мирный, Новолазаревская, Прогресс, Беллинсгаузен, а также на полевых базах Оазис Бангера, Молодёжная, Дружная-4, Ленинградская и Русская. Собраны данные об изменениях природной среды в приземной, свободной и верхней атмосфере, криосфере, биосфере, магнитосфере, ионосфере, озоносфере, гидросфере и литосфере южной полярной области и водах Южного океана.
На антарктической станции Восток успешно подняли с глубины 3453 метра ледяной керн возрастом 567 тысяч лет. Древний лед доставлен сегодня в Санкт-Петербург, где специалисты ААНИИ проведут его исследования и смогут собрать уникальные данные о климатических процессах, происходивших на Земле на протяжении нескольких миллионов лет. По ледяным кернам будут точно реконструированы температурный режим, солнечная и вулканическая активность, плотность и газовый состав атмосферы, определено содержание парниковых газов. Данные реконструкции позволят выстроить модели будущих возможных климатических колебаний на планете и лягут в основу исследований важнейших отраслей науки и экономики. В следующем году учёные рассчитывают получить из нижних слоев ледника образцы возрастом более 1 миллиона лет.
Информация предоставлена медиагруппой ААНИИ
Источник фото: ru.123rf.com