Материалы портала «Научная Россия»

Заседание Объединенного ученого совета ОАО «РЖД»

Заседание Объединенного ученого совета ОАО «РЖД»
Ученые и специалисты-железнодорожники обсудят создание пространственных евразийских транспортно-логистических коридоров на территории России

20 июня в 10 часов началось заседание Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 

В повестке дня обсуждения учеными и специалистами-железнодорожниками:

- Научная оценка перспектив создания пространственных евразийских транспортно-логистических коридоров на территории России и формирования долгосрочных условий для глубокого комплексного освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики, эффективного пространственного развития страны на базе создания Интегральной Евразийской транспортной системы;

- О готовности железнодорожной инфраструктуры.

Основные темы представлены детализирующими докладами.

Портал "Научная Россия" ведет прямую трансляцию обсуждения глобальной темы. Наблюдаем вместе!

10:00 

Заседание открывает председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», профессор Борис Лапидус: "У нас сегодня очередное - а по счету 104-е - заседание. Мы гордимся сотрудничеством с Академией наук, участием в работе академиков".

10:02 

Вопрос о создании пространственных евразийских транспортно-логистических коридоров на территории России актуален не только сегодня, он остается актуальным уже на протяжении долгого времени, отметил Борис Лапидус. 

10:05

Борис Лапидус: транзитный потенциал российских железных дорог обладает большим преимуществом перед конкурентами на рынке - за счет морского транспорта: «У нас есть важное преимущество – время. Потенциал – если им считать время – огромен». 

10:10 

Выступающий привел такую статистику: в 2016 году было перевезено 262 тысячи контейнеров - благодаря технологии «Трансиб за 7 суток». Показатель в семь суток еще не достигнут, но скорость уже значительно изменилась. Если 10 лет назад скорость перевозки по морскому пути достигала 550-600 километров в сутки, то теперь она выросла до показателя 1200 км/ сутки. Сейчас товары доставляют за восемь суток. Прирост перевозок контейнеров увеличился на 30%. 

10:15

Наукоемкость прироста перевозок возросла, отмечает Борис Лапидус. Он добавляет, что главная задача сегодня – развитие освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики: "Мы видим, что надо строить новую транспортную инфраструктуру. Она должна быть высокоскоростной". 

10:20

Самая перспективная технология для высоскоростного транспорта - магнитная левитация (маг-лев). Скорость движения магнитно-левитационного транспорта благодаря этой технологии достигает 603 км/ч. Соединения с путем у такого транспорта нет: поезд «парит» над путем. Еще одно преимущество: состав поезда поможет проходить вблизи домов. 

10:23

Слово переходит советнику Президента Российской Федерации, академику РАН Сергею Глазьеву

10:26 

Сергей Глазьев о создании Евразийской транспортной системы: "В случае реализации такого глобального проекта эффект будет колоссальным для всех областей экономики. Это станет толчком для технологической революции". 

Однако на сегодняшний день есть ряд проблем, отмечает докладчик. Вопрос вызывает оценка экономической эффективности проекта. Есть проблема с исходными данными и прогнозами. Один из «сомнительных» показателей – показатель спроса на перевозки с помощью высокоростного транспорта. 

10:28 

Конкуренция железной дороги с морским транспортным путем очень сложная (сейчас также идет реконструкция Суэцкого канала), добавляет Сергей Глазьев.

10:33

Сергей Глазьев: в рамках той системы управления в макроэкономике, которая сложилась у нас сегодня, сложно рассчитывать, что правительство создаст необходимые условия для финансирования проекта (а это нужно, чтобы выйти на европейские инвестиции).

10:34 

Но есть и некоторые резервы, говорит докладчик о "положительных сценариях". Например, на тяговых станциях РЖД можно установить токоограничители, что позволит сэкономить средства и снизить риск коротких замыканий.

К тому же, наше стратегическое партнерство с Китаем набирает обороты. Рост грузоперевозок – это долгосрочная тенденция. Проблема только в том, что они не сбалансированы. Мы везем сыпучие продукты, которыми мы можем полностью заполнить контейнеры, а оттуда получаем готовые изделия. Отсюда возникает "проблема пустых контейнеров" с Дальнего Востока. 

10:37

Сегодня у нас нет решения по магистрали Север-Юг, продолжает Сергей Глазьев. Уже подписан документ о свободной торговле с Ираном, скоро будет подписан – с Индией. "Здесь ожидается большой прирост перевозок", - отмечает выступающий.

10:40

Как решить проблему финансирования проекта? Сергей Глазьев приводит удачный пример организации денежного проблема - китайская модель рефинансирования. Россия может взять за основу эту модель. Она будет работать, если мы будем мыслить в рамках категории «коридора развития»: то есть в проект вовлекается территория, которая прилегает к дороге и которую можно развивать в ходе реализации проекта. В таком случае можно будет создать консорциум, в который войдут субъекты РФ и другие страны, заинтересованные в финансировании проекта. 

На такую модель можно перейти за год, считает докладчик. 

10:49 

«Самое главное – все не так плохо, как мы слышим из уст руководителей экономических ведомств, которые говорят о скудных ресурсах для развития экономики», – прокомментировал выступление Борис Лапидус. 

10:50

О подходах для возможных сценариев развития Евразийской транспортной системы в контексте обеспечения связанности экономики Востока России рассказывает Валерий Крюков, директор Института экономики и организации промышленного производства РАН, член-корреспондент РАН. 

10:52 

Сибирь сегодня занимает центральное место в современной экономической повестке, отмечает Валерий Крюков. В июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Владимир Путин обозначил эту роль. 

10:54

Валерий Крюков: за последние 30 лет Сибирь значительно потеряла в экономическом потенциале: сокращается население, падает уровень промышленности. 

10:56

На Востоке России сегодня есть значительный потенциал спроса на продукцию машиностроения и современные технологии, которые могут быть полезны в освоении природно-ресурсного потенциала Сибири.

10:58

При этом сильно растут издержки на всех стадиях освоения минерально-сырьевых ресурсов. Одна из главных причин - технологическая неготовность и неадекватные институциональные рамки. 

11:00

Без участия других регионов и развития "горизонтальных связей" не обойтись, считает докладчик. 

11:03

Выступающий приводит пример Красноярского края: "Там появилась нефть, но сможет ли она полностью обеспечить край? Нет, конечно".

11:04

Речной поток перевозок по Енисею, по Лене и по Оби упал в десять раз. 

11:08 

Валерий Крюков назвал принципиальный подход к формированию сценариев развития транспортной сети Сибири: развивать хозяйственную деятельность в Сибири необходимо вместе с развитием пространства России в целом. 

11:11

С докладом выступает Федор Пехтерев, член Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», советник первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД». Тема: развитие трансконтинентальных Евразийских транспортно-логистических коридоров и реализация транзитного потенциала транспортной системы России. 

11:13

"На сегодня алгоритм нашего восприятия проблемы остался на прежнем уровне. Мы уже 10 лет назад определили идеологию "Один пояс - один путь". Но сегодня, кроме того, что мы говорим, что "надо", мало что сделано", - отмечает Федор Пехтерев.

В наших долгосрочных программах прописано, что мы должны в четыре раза увеличить количество контейнеров, которые мы перевозим. И сегодняшняя ситуация позволяет нам экспортировать больше угля. Однако с задачей мы все равно не справляемся. 

11:17

"Мы технологически не готовы сегодня перейти к большим объемам перевозок. Нужны новые технические средства, новые технологические подходы", - отмечает выступающий. 

11:20

Федор Петхтерев: "Без территорий, как уже сегодня отмечалось, реализовать крупные проекты невозможно. Мы, собственно, начинаем развивать наши схемы строительства железных дорог именно с территорий: с учета их потенциала". 

11:24

"Мы упускаем фактор, что вокруг нас создаются альтернативные маршруты. А они реальны, - подчеркивает Фор Пехтерев и приводит пример. - Север-Юг – осталось закончить небольшое «звено» в цепи. Мы идем в Азербайджан. Но мы здесь не главные: параллельно есть другой маршрут. Азербайджан может направить путь через Турцию. Здесь не все так гладко - в строительстве этих транспортных коридоров". 

11:28

Что делать? Принимать другую - активную - позицию: где мы сами диктуем условия, считает докладчик. 

11:30 

Борис Лапидус комментирует: "Надо обращать внимание на работу станций. Занимаясь уплотнением движения, надо сразу прогнозировать следующие шаги - как будут работать станции. Нужна комплексность". 

"Нам нужно продвигать научно-исследовательские работы. Все должно быть научно обосновано", - добавляет председатель.

11:39 

Алексей Замковой, заместитель генерального директора АО «Институт экономики и развития транспорта», начинает свой доклад с разговора об объемах мировой торговли. Он говорит о формировании долгосрочных условий глубокого комплексного освоения Сибири и Дальнего Востока, за счет реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона сети российских железных дорог.

11:43 

Поставлена задача в четыре раза увеличить объем перевозок груза через коридоры на территории России. 

11:49 

Тему развития ситуации на Восточном полигоне продолжает Александр Широв, член Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», заместитель директора – заведующий лабораторией Анализа и прогнозирования производственного потенциала и межотраслевых взаимодействий Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН).

11:53

Александр Широв: основной товар для поставок – энергетический уголь. В Европе спрос на этот ресурс будет снижаться, а в Азии расти – и российский уголь все равно будет конкурентноспособен. 

11:55 

Говоря о развитии Сибири, выступающий отмечает три подхода, два из которых - рабочие. Один из низ - развитие ресурсного потенциала региона, другой - создание центра роста. Это подразумевает использование естественного преимущества территории. 

11:58 

"Или у нас будет приличный рост в Сибири и Дальнем Востоке, или задача, поставленная президентов, о росте ВВП, выполнена не будет", - отмечает Александр Широв.

12:00

У Сибири и Дальнего Востока очень слабая связь с остальными регионами России. Сибирь связана со спросом, но никак не влияет на экономическую ситуацию страны, добавляет выступающий. 

12:05

Очень примитивная экономика и недостаточное количество хороших рабочих мест - основные проблемы Сибири и Дальнего Востока, считает Александр Широв. 

12:06

Александр Широв: крупные проекты, которые предлагаются реализовать в регионах, обычно им не интересны: они не предполагают разные уровни кооперации. А других проектов нет. 

12:10 

С докладом выступает Евгений Авдокушкин, руководитель Центра Азиатских исследований экономического факультета в Московском государственном университет имени М. В. Ломоносова.

12:15 

Особое внимание надо обратить на пояс Нового шелкового пути. Основное значение его - не в обслуживании транзита Китай-Европа, а в обеспечение внутренних перевозок по более коротким отрезкам, считает докладчик. 

12:19

Евгений Адокушкин: в настоящее время этот экономический пояс реализует концепцию "цифрового Шелкового пути". То есть формируется цифровая экосистема Китайского шелкового пути, которая маскируется под транспортный путь. На самом деле речь идет о создании огромной экономической зоны на границе Китая и Казахстана, которая займет огромный пласт товарооборота. 

12:24

Слово переходит Александру Осьминину, заместителю председателя Объединенного ученого совета по вопросам научного развития и взаимодействия. Он отмечает главные особенности стратегического развития ж/д транспорта и подчеркивает необходимость создания научной платформы развития. 

"Мы должны прийти к пониманию и созданию Северного широтного пояса экономического развития". 

12:30

С одной стороны, российские ж/д должны принимать груз, с другой, это тоже может привести к некоторым проблемам: например, к загруженности дорог, к пробкам. Существует мнение, отметинам Александр Осьминин, что создание интеллектуальной, автоматизированной системы регулирования поможет избежать проблем в логистике. Но это не так. "Созданию такой системы должна предшествовать серьезная научная работа", - подчеркивает докладчик. 

12:37

"В условиях современных цифровых технологий снижается территориальная ценность центров управления", - добавляет Борис Лапидус. 

12:44

"Я так понимаю, что природа не везде нам позволит построить железные дороги", - предварил начало следующего доклада председатель ученого совета. 

О современной геодинамике Сибири и Дальнего Востока как ключевая составляющая научной оценки перспектив создания евразийских транспортно-логистических коридоров рассказывает Игорь Бычков, член Объединенного ученого совета
ОАО «РЖД», научный руководитель Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН. 

"Возникает постоянная проблема с содержанием и эксплуатацией транспортных путей", - отмечает докладчик. 

12:50 

По показателям геотермической активности, теплового потока и другим можно точно сказать, в трех ключевых рифтовых зонах в Сибири и на Дальнем Востоке возможны землетрясения, которые могут быть катастрофическими, говорит Игорь Бычков. Строительство любой инфраструктуры может привести к страшным последствиям.

12:53 

При строительстве путей сообщения обязательно надо учитывать карту сейсмического районирования России и карту вертикального смещения, которая показывает, как «дышит» наша земля, где возможны землетрясения, подъемы земной коры.

"Данных крайне не хватает – и мы не можем сказать, с землетрясениями какой силы мы можем столкнуться", отмечает выступающий. 

13:00 

Борис Лапидус: Наша главная задача – предложить стране те варианты, которые позволят дать некоторые экономические эффекты. Чтобы мы не только в бюджет заглядывать, а запустить цепочку источников финансирования. Мы должны понять, как сформировать технологические и экономические условия для создания путей - не в обход российских железных дорог.

13:06 

"Юго-Восточная Азия становится мировым производителем, Европа – потребителем. В этом смысле наша роль сводится к тому, чтобы обеспечить связь между двумя этими регионами. В 19 же веке была поставлена задача в первую очередь национального развития России. Поэтому мы должны задаться вопросом: а что новая дорога даст России?", - такое мнение прозвучало на обсуждении в конце первого блока заседания. 

13:15 

На этом "Научная Россия" заканчивает видео- и текстовую трансляцию заседания. Спасибо, что были с нами! 

 

евразийская транспортная система ржд транспортно-логистические коридоры

Назад

Иллюстрации

Все фото

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.