Марка, Советский Союз, 6 копеек, 1963 г.

Источник: Wikipedia / Каталог ЦФА

В период с 1963 г. по 1968 г. советские ученые из ОКБ-1, ныне — Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева, проводили работы по созданию автоматической межпланетной станции (АМС), которая смогла бы совершить мягкую посадку на Луну. Впервые эта задача была выполнена в 1966 г. аппаратом «Луна-9», но без предыдущих восьми попыток этот успех был бы невозможен. Одним из важнейших этапов в решении задачи по доставке АМС на спутник стала «Луна-4».

В соответствии с программой исследований космического пространства и планет Солнечной системы 2 апреля 1963 г. в Советском Союзе осуществлен запуск космической ракеты в сторону Луны. Последняя ступень ракеты предварительно была выведена на промежуточную орбиту искусственного спутника Земли, а затем стартовала и вышла на заданную траекторию движения. На борту космической ракеты установлена автоматическая станция «Луна-4» весом 1422 кг. Автоматическая станция «Луна-4» достигнет района Луны через трое с половиной суток.

«Правда», 3 апреля 1963 г.

Станция «Луна-4» была третьей попыткой советских ученых совершить мягкую посадку аппарата на Луну. Две предыдущие не были успешны — «Е-6 № 2» не смогла покинуть околоземную орбиту, а «Е-6 № 3» сильно отклонилась от расчетной траектории и вошла в плотные слои атмосферы в районе Гавайских островов. Но на этот раз ученых и конструкторов наконец ждал первый успех: АМС вышла в космос и направилась в сторону Луны. Впрочем, долететь до земного спутника станции не было суждено.

Объект вышел на заданную траекторию полета к Луне, но вследствие потери ориентации системой астронавигации (САН) перед включением двигателя в сеансе «коррекция» направление импульса от двигателя во время коррекции было неориентированным и поэтому объект прошел вблизи Луны.

Отрывок из краткого технического отчета о пусках трех объектов Е-6, 1963 г.

Конверт в честь автоматической станции «Луна-4». Календарный штемпель Риги на стандартной марке СССР 1961 г.

Источник: Wikipedia / Каталог ЦФА

В 4 часа 24 минуты 6 апреля 1963 г. автоматическая станция «Луна-4» прошла над поверхностью Луны на расстоянии 8,5 тыс. км. Ее запуск не был успешным, однако он стал одним из важнейших шагов советской науки в деле освоения космоса. В течение полета со 2 по 6 апреля было проведено 12 сеансов связи с АМС. Последний сеанс связи был выполнен 13 апреля, когда расстояние до АМС составляло около 1 млн км. Была установлена нормальная работа многих систем станции, и были обнаружены дефекты, помешавшие ей успешно выполнить задачу.

В своем дальнейшем полете станция «Луна-4» в течение 1963 г. будет обращаться вокруг Земли по вытянутой орбите. Максимальное удаление станции от Земли на первом витке составит примерно 700 тыс. км, минимальное — около 90 тыс. км. Вследствие влияния притяжения Солнца и Луны орбита движения станции «Луна-4» со временем претерпит значительное возмущение. В результате этого станция выйдет из сферы действия земного притяжения и превратится в искусственный спутник Солнца. На этом публикации сообщений ТАСС о движении станции «Луна-4» заканчиваются.

«Правда», 7 апреля 1963 г.

Через три года советским ученым удастся совершить задуманное — первую в истории человечества мягкую посадку космического аппарата на поверхность Луны. В районе Океана Бурь 3 февраля 1966 г. «Луна-9» получит снимки с панорамами лунной поверхности, которые облетят не только Советский Союз, но и весь мир.

Источник фото на главной: Общественное достояние