Сегодня один из крупнейших в мире физиков-теоретиков, известный всему миру работами в области классической и квантовой теории гравитации, космологии и релятивистской астрофизики, один из создателей современной модели ранней Вселенной академик Алексей Александрович Старобинский празднует 75-летие!

А.А. Старобинский является одним из создателей современной теории рождения Вселенной — теории инфляции. Теория инфляции ранней Вселенной предполагает, что в первые моменты своего существования Вселенная прошла через настолько быстрое расширение, что любые неоднородности и кривизна пространства-времени были разглажены. Именно по этой причине мы не видим больших скоплений галактик и других неоднородностей в космическом масштабе.

Ученый сравнивает свою работу с работой археологов. «Работа физиков, изучающих прошлое Вселенной, аналогична работе археологов, которые откапывают некий черепок с рисунком и говорят: "Ага, это рисунок крито-микенской культуры, значит, здесь были древние критяне". У нас тоже есть "черепки" со специальной раскраской, по которым мы уверенно говорим о том, что в прошлом была стадия горячего Большого взрыва, а до нее — инфляционная стадия», — рассказывал академик в интервью порталу «Научная Россия».

Вклад А.А. Старобинского в космологию неоценим. Им был проведен первый расчет спектра гравитационных волн, генерируемых на инфляционной стадии развития Вселенной. Он создал первую последовательную модель инфляционного сценария, как и первый количественно правильный расчет спектра возмущений плотности, разработал теорию стохастической инфляции и теорию разогрева материи во Вселенной после конца инфляционной стадии. Его работы по вращающимся черным дырам предвосхитили ряд идей Стивена Хокинга.

Академик РАН А.А. Старобинский является членом Немецкой национальной академии наук «Леопольдина» и иностранным членом Национальной академии наук США, лауреатом многих престижных российских и зарубежных премий. Он работал приглашенным исследователем в ряде известнейших научных центров мира. Среди учеников выдающегося ученого — доктора наук и члены иностранных и российских академий.

Коллектив портала «Научная Россия» поздравляет Алексея Александровича с юбилеем и желает ему дальнейших научных достижений и успехов!