Наблюдения, которые проводились последние 17 лет, показали, что глобальная температура на Нептуне снизилась на 8 градусов Цельсия. При этом, на южном полюсе планеты потеплело: температура выросла на 11 градусов, сообщает пресс-служба Европейской южной обсерватории (ESO). Результаты работы опубликованы в журнале Planetary Science Journal.

Нептун – самая дальняя планета в Солнечной системе. Средняя температура планеты достигает около –220° C. Как и на Земле, на Нептуне сменяются времена года. Однако сезон Нептуна длится около 40 лет, а один год на Нептуне равен 165 земным годам. С 2005 года в южном полушарии Нептуна наступило лето, и астрономы стремились увидеть, как меняется температура на планете после южного летнего солнцестояния.

Исследователи изучили почти 100 тепловых инфракрасных изображений Нептуна, сделанных за 17-летний период с помощью наземных телескопов, включая Очень большой телескоп ESO. Эти данные показали, что, несмотря на наступление южного лета, большая часть планеты за последние два десятилетия постепенно остыла. Средняя глобальная температура Нептуна упала на 8° C в период с 2003 по 2018 год. А на южном полюсе астрономы зафиксировали резкое потепление: с 2018 по 2020 год температура быстро выросла на 11° C.

Поскольку колебания температуры Нептуна были такими неожиданными, астрономы пока не знают, что могло их вызвать. Они могут быть связаны с изменениями в стратосферной химии Нептуна, случайными погодными условиями или даже солнечным циклом. В ближайшие годы потребуются дополнительные наблюдения, чтобы изучить причины этих колебаний. Будущие наземные телескопы, такие как Чрезвычайно большой телескоп ESO (ELT), смогут более подробно наблюдать подобные температурные изменения, а космический телескоп «Джеймс Уэбб» предоставит новые карты химического состава и температуры в атмосфере Нептуна.

[Фото: MICHAEL ROMAN/NASA/JPL/VOYAGER-ISS/JUSTIN COWART]