Президент РАН вручил Большую золотую медаль им. М.В. Ломоносова Юрию Оганесяну

Большие золотые медали имени Ломоносова были вручены академику РАН Юрию Оганесяну и шведскому профессору Бьорну Йонсону на заседании Общего собрания Российской академии наук, которое проходило 29 и 30 марта в Москве.

Научный руководитель Лаборатории ядерных реакций имени Флерова Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна, Московская область) Юрий Оганесян - мировой лидер в области синтеза новых химических элементов. Он удостоен Большой золотой медали "за фундаментальные исследования в области взаимодействия сложных ядер и экспериментальное подтверждение гипотезы существования "островов стабильности" сверхтяжелых элементов".

Долгое время считалось, что продвижение в сторону более тяжелых элементов по таблице Менделеева приведет к обозначению границы материального мира: период полураспада ядер элементов стремительно уменьшается от элемента с порядковым номером 92 - урана к элементу номер 102 – нобелию - от 4,5 миллиарда лет до считанных секунд. Но в 1960-е годы ученые предположили существование сверхтяжелых элементов, образующих так называемый «остров стабильности». Теоретики считали, что время жизни ядер элементов с номерами 110-120 должно существенно возрастать.

В 2006 году экспериментаторы из Объединенного института ядерных исследований обнаружили 114-й элемент, который получил название «флеровий». Затем в ОИЯИ один за другим были открыты 115-й, 117-й и 118-й элемент, именованные, соответственно, «московий», «теннессин» и «оганесон» (в честь первооткрывателя академика Юрия Оганесяна). Так пополнилась таблица Менделеева. Ранее обозначенные пределы существования химических элементов и всего материального мира значительно отодвинуты. Выдвинуто предположение, что таких «островов стабильности» может быть несколько.

Важно понять, являются ли новые, сверхтяжелые элементы нормальными химическими элементами, вписываются ли они в таблицу Менделеева. В своем докладе на общем собрании РАН Юрий Оганесян заявил, что 118 элемент, по-видимому, не является благородным газом, хотя должен быть им, согласно периодическому закону. Из этого следует выход элемента из клетки в таблице Менделеева и предел применимости периодического закона.

В своем докладе Оганесян рассказал, что было решено создать фабрику сверхтяжелых элементов, здание которой уже построено. В сентябре 2018 года будет запущен новый ускоритель.

большая золотая медаль им михаила ломоносова лаборатория ядерных реакций имени флерова объединенный институт ядерных исследований в дубне остров стабильности юрий оганесян