Ученые из Великобритании определили, что самки косаток в постменопаузе защищают своих сыновей, но не дочерей, от драк с другими китами, сообщает Университет Эксетера. Результаты наблюдений появились в журнале Current Biology.

Команда изучила у китов, живущих у тихоокеанского побережья Северной Америки, шрамы, остающиеся на коже от зубов других китов. Ученые обнаружили, что у самцов на 35% было меньше следов, если при схватке присутствовала их мать, которая уже вышла из репродуктивного возраста.

Известно, что самки только шести видов млекопитающих — людей и пяти видов зубатых китов — вступают в период менопаузы. Новое исследование дополняет доказательства того, что самки китов в постменопаузе повышают жизненные шансы своего потомства — особенно самцов.

Такое происходит, вероятно, потому, что у матерей, которые больше не будет размножаться, появляется время и энергия для защиты своих сыновей. Почему не дочерей? Самцы могут размножаться с несколькими самками, поэтому у них больше возможностей передать гены своей матери, поясняют биологи. Кроме того, самцы размножаются с самками вне своей социальной группы, поэтому бремя выращивания детеныша ложится на другую стаю.

«Сходство с людьми интригует. Похоже, что, как и люди, пожилые самки китов играют жизненно важную роль в своих обществах, используя свои знания и опыт, чтобы приносить пользу, включая поиск пищи и разрешение конфликтов», — комментирует Даррен Крофт, профессор из Университета Эксетера.

[Фото: David Ellifrit / Center for Whale Researc]