Ученые из Калифорнийского и Стэндфордского университетов в США описали природу вздохов. То, что мы привыкли связывать с огорчением, тоской и унынием, на самом деле важнейший рефлекс, необходимый для поддержания функции легких. Статья на эту тему опубликована в журнале Nature.

Наш вздох организуют два небольших скопления в стволе мозга, в ответ на команду о том, что необходимо «подкачать» альвеолы в легких. Эти крошечные мешочки контролируют циркуляцию кислорода и углекислого газа в нашем теле.

В экспериментах с мышами исследователи обнаружили две группы пептидов, регулирующих работу нервных клеток, ответственных за вздох: при дезактивации одной из них мышь вздыхала в два раза реже, а при «отключении» и второй – и вовсе переставала вздыхать, что приводило к неблагоприятным последствиям для легких.

«Дыхательный центр в мозге регулирует не только, как часто мы дышим, но какой тип дыхания выбираем. Эта зона мозга состоит из небольшого количества нейронов разного типа, каждый из который функционирует как кнопка, включая определенный тип дыхания: обычное размеренное, вздох, сопение, зевание, кашель и может быть даже смех или плач», — пояснил один из авторов исследования, биохимик из Стэнфорда Марк Красноу (Mark Krasnow).

По сути, вздох — это дополнительный набор воздуха в легкие, и так уже заполненные. И наличие этого механизма, как оказалось, очень важно для выживания. По словам ученого, «если вы не вздыхаете достаточно часто, альвеолы постепенно сворачиваются, что в итоге приведет к легочной недостаточности».