В Университетской клинике урологии МГМСУ на базе больницы Спасокукоцкого проходит девятый Всемирный роботический хирургический образовательный марафон. Он показывает в режиме реального времени, как проходит операция, в которой врачу ассистирует робот. Понаблюдать за процессом могут все желающие: достаточно лишь включить прямую трансляцию на сайте 4healthtv (прежде чем включить, необходимо зарегистрироваться) или следить за происходящим вместе с "Научной Россией". В 13:00 мы начнем текстовую трансляцию с места событий.
Операцию проводит главный уролог страны - профессор Дмитрий Пушкарь, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук.
Его "ассистент", а вернее, главный инструмент - установка Da vinci, которая позволяет проводить операцию с большей точностью.
12:50
"Больной непростой. Но у нас простых пациентов мало. Чувствуем ответственность", - отмечает хирург.
Пациенту, которого сегодня оперируют, – 62 года. Диагноз – «аденокарцинома предстательной железы T1cN0M0».
13:00
Начало операции. Хирург занял свое место за установкой. Его «глазами» сейчас станут глаза робота Da vinci, а руками – руки-инструменты аппарата.
«Сегодня мы ведем трансляцию не с футбольного матча», - шутит Дмитрий Пушкарь, за чьей работой сейчас наблюдает весь мир.
13:10
Хирург открывает шейку мочевого пузыря пациента. В просвете видны доли простаты. Далее - отделяет мочевой пузырь от предстательной железы. Необходимо быть ближе к простате – насколько это возможно. На экране видны отверстия мочеточников.
На правой руке аппарата монополярные ножницы, на левой – биполярный зажим. Третья рука – зажим-краспер. Первая и вторая – электрические, третья – нет. Одну руку хирург использует для того, чтобы отделить простату, другую – чтобы сделать отверстие.
13:15
Сейчас врач выделяет семенные пузырьки (их два). Для этого врач сначала перерезает семявыносящий проток, затем – зажимает его. Клипирует сосуд, который питает семенной пузырек.
13:20
Семенные пузырьки выделены. Теперь хирург входит в пространство между прямой кишкой и простатой. Затем он начинает выделять "ножки простаты".
Весь процесс можно наблюдать на двух экранах, которые расположены в операционной. Изображение представлено в 10-кратном увеличении.
13:30
Врач отделяет сосудо-нервные пучки от простаты, а затем - клипирует их, накладывает небольшие зажимы. Это необходимо сделать для того, чтобы не удалить пучки вместе с опухолью предстательной железы. Установка Da Vinci с миниатюрными инструментами позволяет проводить филигранную работу с тканями.
Клипирование проводит ассистент, стоящий рядом с пациентом. Хирург, который сидит за установкой, дает ему небольшие указания: «Ниже, выше, чуть правее» - и ассистент зажимает пучок.
13:40
Этот же маневр хирург повторяет с другой стороны простаты.
13:50
Хирург выделяет дорсальный венозный комплекс и прошивает его. Сейчас в брюшной полости пациента очень высокое давление - и поэтому кровотечения не происходит. Но после давление понизится и если венозный комплекс не будет ушит, кровотечение произойдет. Врач старается это предотвратить.
13:59
Простата отделена. Врач извлекает ее в специальный мешок.
14:03
Врач меняет инструменты. Хирургу предстоит соединить шейку мочевого пузыря с уретрой (мочеиспускательным каналом). Другими словами (если говорить на языке врачей): формировать уретро-шеечный анастамоз. Соединение происходит с помощью нити.
14:08
Врач виртуозно работает двумя руками-инструментами робота. Одной оттягивает ткань органа, другой – вводит иглу. Затем с помощью первой вытягивает нить.
14:12
Хирург вкладывает фибриляр – гемостатический материал – для того, чтобы остановить кровотечение в том месте, где была простата. Фибриляр работает как губка.
Сшивание шейки мочевого пузыря и уретры продолжается.
14:26
Мочевой пузырь через катетер наполняют жидкостью - чтобы проверить герметичность шва.
14:30
Шов герметичен. Врач установил дренаж. Операция подошла к концу.
– Операция закончилась. Она прошла успешно, – подвел итог Дмитрий Пушкарь, выйдя из операционной. – Главное, мы уложились в то время, которое было нам дано [для трансляции]. Сейчас это уже [проходит] как-то автоматически, а когда мы начинали – это было много лет назад – участвовать в программе «24-часовой марафон роботической хирургии», мы, конечно, волновались. Не каждая операция укладывается в час двадцать. Эта шла час двадцать, а нам было выделено час 25-30. Мы как раз уложились в это время – что очень важно. С одной стороны. С другой, это важно потому, что мы показали операцию, которая не была – что мы называем – подготовленной, «отполированной». Пациент – после нескольких биопсий, с достаточно большой опухолью. Нам удалось сохранить все важные структуры: сосудо-нервные пучки, мочеиспускательные каналы, которым был сделан анастамоз. Операция прошла именно в том виде, в котором мы учим [ее проводить] и наших молодых коллег, и европейских и американских.
– Я не могу сказать, что это была одна из самых сложных операций, – продолжил хирург. – Действительно, операция непростая, и были у нас операции и посложнее. Но если бы эта была заявлена как более сложная, мы бы к ней по-другому готовились. Здесь не было каких-то неожиданностей, но, действительно, предстательная железа выделялась немножко сложнее – это деталь такая, техническая, но для специалистов очень важная. Мы работаем на установке Da Vinci SI – это одна из последних моделей. Мы не можем назвать год ее усовершенствования, она стандартная во всем мире. Мы работаем на ней много лет и надеемся, что скоро будем работать на нашей машине – на российской. Мы уже начали оперировать на российском роботе животных, и эта программа идет. Нам бы хотелось, чтобы она шла быстрее, но это, к сожалению, зависит не от нас.