31 июля 1912 года родился Милтон Фридман – американский экономист и лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации».
Профессиональное и научное становление Милтона Фридмана можно сравнить с бегущей вверх шкалой доходности акций какого-нибудь влиятельного банка на Уолл-стрит. Но обо всем по порядку.
Милтон Фридман родился в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы. Он как-то сказал, что его отец «безуспешно старался добиться результата в безнадёжных торговых операциях». Вероятно, это наложило немалый отпечаток на будущего успешного экономиста.
В 16 лет Фридман начал свое обучение в Рутгерском университете, а в 1932 году был удостоен степени бакалавра сразу по экономике и математике. Во время учёбы он знакомится с двумя влиятельными экономистами: А.Ф. Бёрнсом и Г. Джонсом. Благодаря последнему Фридман был рекомендован для продолжения обучения в Чикагском университете, по окончании которого он получил степень магистра.
После стажировки в аспирантуре Колумбийского университета, осенью 1934 года, Фридман возвращается в Чикагский университет, работать ассистентом-исследователем. В конце концов, здесь экономист остался надолго, но уже со степенью доктора наук в должности профессора экономики.
В 1950 году Фридман принял консультативное участие в небезызвестной стратегии реализации «плана Маршалла», в Париже он выступал в защиту идеи плавающих валютных курсов. Задолго до краха фиксированных валютных курсов по договоренностям Бреттон-Вудского соглашения в 1970-х Фридман заранее знал исход дела.
Милтон Фридман стал ярким представителем монетаризма – направления в экономике. Его исследования касаются структуры доходов и потребления, денежного обращения, проблематики «человеческого капитала» и противоречий экономической стабилизации. Экономист выступал против всякого государственного вмешательства в экономику.
Его научные взгляды сводятся к отказу от последовательной денежно-кредитной политики, которая в любом случае приведет к циклическим колебаниям. Лучше постоянно наращивать денежную массу. По версии Фридмана, оптимальный прирост денег в экономике должен равняться 4 % в год.
Совместно с Анной Шварц американский исследователь проанализировал роль денег в разные исторические циклы. Свои выводы они изложили в работах: «Монетарная история Соединенных Штатов» (Monetary statistics of the United States, 1970) и «Монетарные тренды в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве» (Monetary trends in the United States and the United Kingdom, 1982).
Изучая период Великой депрессии, исследователи указывают: «Радикальное сокращение денежной массы – это хоть и трагическое, но подлинное свидетельство могущества монетарной политики в противоположность мнению Кейнса и его сторонников относительно сокращения количества имеющихся в обращении денег как о слабости банковской системы».
По мнению Фридмана, «все дело в деньгах», потому что изменение интенсивности роста номинальных доходов происходят из-за изменений роста денежной массы.
Но своим главным достижением Фридман считает «Теорию потребительской функции», согласно которой люди в своем поведении учитывают не текущий доход, а долгосрочный.
Фото на странице: American Academy of Achievement
Фото на главной странице: Ed Kashi / American Academy of Achievement