Изучение дальневосточных мотивов в европейском (и русском) декоративно-прикладном   искусстве, сыгравших роль в обновлении художественного восприятия – главная задача екатеринбургских исследователей

Декоративно-прикладное искусство демонстрирует зрителю не просто атрибуты и символы другой культуры. За разного рода сюжетными или растительными орнаментами и изображениями стоит традиционное мировоззрение и мировосприятие народа или этноса. Европейцев всегда притягивал загадочный мир Востока, узнавание которого открывало каждый раз новые стороны мифологии, религии, философии, быта, историко-политической или экономической ситуации.

Художественная специфика искусства стран Дальнего Востока была органично воспринята европейским искусством. Многие памятники Запада созданы в результате увлечения художественным стилем китайской (например, «шинуазри») или японской («японизма») традиции. В зарубежных и отечественных собраниях музейных коллекций есть предметы, выполненные с использованием восточной стилистики и художественной обработки, приемов и подходов в работе с материалом, которые до сих пор притягивают своим колоритом и выразительностью.

Ученые Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина занимаются изучением принципов воплощения и механизмов интеграции, художественных приемов, стилистическими направлениями китайской и японской традиции в ювелирном и камнерезном искусстве Европы (в том числе и России) XVIII – начала XX вв.

Сергей Евгеньевич Винокуров – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств (г. Екатеринбург) рассказал об особенностях и аспектах влияния дальневосточной культуры на европейское искусство и представил книгу, выход которой запланирован в декабре 2021 года, о том, как раскрываются формы воплощения художественных принципов и изобразительных мотивов  ювелирного и камнерезного искусства  Китая и Японии в произведениях европейских мастеров.

«Искусство Востока сегодня доступно, и нет преград посетить любую из стран, чтобы ближе познакомиться с экзотическими культурами. Но до сих пор этот регион остается непонятным до конца. Ассоциации с Востоком всегда рождают в воображении что-то яркое и пышное. Мы все знаем дракончиков и пагоды с золотыми многоярусными крышами, но мало кто понимает, что это лишь верхушка айсберга. И Китай, и Япония долгое время не позволяли узнать о себе больше. Так, Япония проводила изоляционистскую политику. В Китае уже в XVIII веке формируется так называемое экспортное направление в декоративно-прикладном искусстве, и европейцу подается тот образ, который выгоден самим китайцам. Это попытка оградиться от европейского влияния, но то же время спрос на яркие картинки, золоченые сложнофигурные вещи или драгоценный фарфор порождает особый тип продукции. Подобная ситуация была и в Японии, где реакция на Европу в разные периоды проявлялась не менее ярко. Было бы ошибкой говорить, что какое-то искусство изучено полностью, так и в области декоративно-прикладного искусства изучено далеко не всё.  Ежегодно мы узнаём о новых направлениях, которые ранее не исследовались. В чем еще актуальность? В отличие от изобразительного, декоративно-прикладное искусство очень тесно связано с самим человеком и его телом. Оно рассказывает нам куда больше об эпохе, чем даже произведения живописи. Что такое декоративно-прикладное искусство? Ткань, предметы фарфора и мебели, художественной бронзы и так далее.  Это всё то, с чем человек непосредственно взаимодействует постоянно. Оно рассказывает не только о художественной эстетике, но и о стиле жизни. Так, ранний европейский фарфор демонстрирует нам восточную пиалу, а впоследствии европейцы дополнили ее удобной ручкой», – Сергей Винокуров указал на актуальность изучения декоративно-прикладного искусства Востока в российском искусствоведении.

Чайник. Tiffany & Co. Около 1880.

Чайник. Tiffany & Co. Около 1880.

Сергей Винокуров в 2020 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «Дальневосточные реминисценции в произведениях европейских ювелиров и камнерезов второй половины XIX – первой трети XX века» и специализируется на кросс-культурном взаимодействии в области декоративно-прикладного искусства и проблеме Восток–Запад. В силу музейной специфики, заведуя отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, ученый курирует несколько направлений работы: занимается изучением музейной коллекции, где есть как  произведения искусства Китая и Японии, так и коллекции европейского искусства, в т.ч. произведения,  выполненные в «восточном» стиле,  и выставочными проектами, в рамках которых  обращается к новому направлению (например,  к изучению китайского стекла XVIII-XIX века, экспонатов которых оказалось не так много по сравнению с фарфором, включая даже частные коллекции).

В. Е. Дмитриев. Рисунок «Ваза "Цветник" из калканской яшмы Екатеринбургская гранильная фабрика, 1891-1905

В. Е. Дмитриев. Рисунок «Ваза "Цветник" из калканской яшмы Екатеринбургская гранильная фабрика, 1891-1905

© Екатеринбургский музей изобразительных искусств

По словам Сергея Винокурова, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств есть ряд произведений искусства Китая, Тибета, Японии, Монголии, но не такое количество экспонатов, которое могло бы составить выставочную экспозицию. В этой связи специалисты занимаются выявлением частных коллекций. Например, активно взаимодействуют с коллекционером из Челябинска, одним из известных коллекционеров искусства стран Востока, Олегом Малаховым. В его коллекции есть японская гравюра, японский фарфор, предметы самурайской культуры, буддийская живопись и бронза, африканская скульптура и маски.

И. М. Танков. Парк мызы Пентос усадьбы Петра Григорьевича Демидова в Сиворицах под Петербургом. Начало 1790-х.

И. М. Танков. Парк мызы Пентос усадьбы Петра Григорьевича Демидова в Сиворицах под Петербургом. Начало 1790-х.

© Екатеринбургский музей изобразительных искусств

В чем художественная специфика декоративно-прикладного искусства Востока, в частности, ювелирного и камнерезного, которые вы исследуете?

«Ювелирное искусство развивалось в Китае достаточно активно, но европейцам оно было понятно и не очень их привлекало, разве что некоторых коллекционеров. В Японии ювелирное искусство в том понимании, в каком мы его представляем, не было развито (украшали в основном оружие). Особое развитие в Китае и позднее в Японии получили керамика и фарфор, отмеченные своими национальными и философского-религиозными особенностями. Так то, что для европейцев кажется дефектом, на Востоке будет отличительной чертой: в традиционном, не экспортном направлении декоративно-прикладного искусства Дальнего Востока это было важно. В резьбе по камню китайские мастера известны своей виртуозной работой с нефритом. Впоследствии в европейском камнерезном искусстве по-особому проявилась тяга к асимметрии, характерная для китайского резного камня», – обозначил отличительные особенности Сергей Винокуров.

Ваза. Петергофская гранильная фабрика. 1889.

Ваза. Петергофская гранильная фабрика. 1889.

© Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана

 В современном российском обществе наблюдается новая волна влияния дальневосточных мотивов в сфере искусства?

«В современной керамике есть несколько художников, которые в своем творчестве основываются на традициях японских мастеров. Сегодня в мире моды часто наблюдается обращение к японскому костюму. В самых разных сферах новые направления развиваются на основе восточных идей. Например, один из самых распространенных в 2000-2010 годы был мотив Большой волны, который можно было видеть в творчестве зарубежных и отечественных модельеров. Даже оформление особой серии духов бренда Kenzo основано на Большой волне Хокусая», – ответил Сергей Винокуров.

Екатеринбургские ученые получили грант РФФИ на издание книги «Дальневосточная мечта европейских мастеров», которая выйдет в декабре текущего года.  Авторами монографии выступают Сергей Евгеньевич Винокуров и его научный руководитель, коллега по университету – крупнейший специалист по камнерезному искусству, кандидат искусствоведения, доцент Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Людмила Алексеевна Будрина.

«Название поэтизированное и скрывает вполне конкретную проблематику: книга посвящена изучению дальневосточных мотивов в европейском ювелирном и камнерезном искусстве второй половины XIX – первой трети XX века. Под дальневосточным регионом в этой книге мы условно понимаем Китай и Японию. Книга будет посвящена изучению того, какие инструменты повлияли на то, что восточные мотивы так активно проникли в арсенал художественных средств европейских мастеров камнерезов и ювелиров.

Наши коллеги давно и активно изучают кросс-культурные отношения Европы с Китаем и Японией, но ранее столь тщательно не изучались декоративно-прикладные виды искусства, а именно камнерезное и ювелирное. Кроме того, в отличие от предшественников, мы не выделяем Россию, а рассматриваем ее как полноправного участника европейских художественных процессов.  Мы, как мне кажется, убедительно доказываем, что столичные регионы, а следом и Урал с XVIII века развиваются по тем же принципам и законам в искусстве, по которым развивается и Европа, конечно не без исключений и множества смысловых сносок», – прокомментировал Сергей Винокуров.

В монографии будут рассмотрены особенности китайского и японского стилей и их развитие во второй половине XIX – начале XX века с целью показать, что ювелирное и камнерезное искусство – часть единого процесса. Первая вводная глава познакомит читателей с мастерами-прикладниками, которые работали с художественным стеклом, бронзой, фарфором, мебелью и обращались к дальневосточной стилистике на протяжении XVIII–XIX веков. Вторая глава посвящена механизмам проникновения дальневосточных мотивов на европейскую почву, которые помогали мастерам знакомиться, а затем позволяли перерабатывать их в зависимости от интересов художников. Здесь выделяются опорные точки, среди которых всемирные выставки, музейные и частные собрания, которые формируются в XVIII–XIX вв., и активная издательская деятельность, направленная на широкое распространение знаний и сведений и влияющая на выбор тем, мотивов, образов художниками. Самая главная третья глава посвящена анализу произведений камнерезов и ювелиров, которые обращаются в разные стилевые периоды к дальневосточным образам и мотивам. Она будет более широко иллюстрирована.  Здесь будут представлены произведения из собраний Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного Эрмитажа, Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН и других музейных и частных коллекций России, Европы и США.

 «Возвращаясь к названию, отмечу, что для нас обращение к дальневосточным мотивам с XVIII по XX века представляется такой своеобразной мечтой художников, желанием лучше понять загадочный и долгое время недостигаемый мир Востока, прикоснуться к нему и быть причастным», – подчеркнул Сергей Винокуров.

 

Все фотографии предоставлены Сергеем Винокуровым