Картина Якоба Филиппа Хакерта «Раскопки Помпеи»

Источник: National Trust Collections

Мы у тебя, земля, – что же нам шлешь из глубин?

Или есть жизнь под землей? Иль живет под лавою тайно

Новое племя? Иль нам прошлое возвращено?

Римляне, греки, глядите: открыта снова Помпея,

Город Геракла воскрес в древней своей красоте!

Шиллер

Почти 2 тыс. лет назад самое разрушительное извержение Везувия унесло жизни 2 тыс. жителей Помпеи. Горожане задохнулись от поднявшегося облака пепла в течение всего нескольких минут. Извержение началось 24 августа 79 г. н.э. и продолжалось более суток. Под тоннами вулканического пепла, помимо Помпей, были также погребены и другие города Рима – Геркуланум и Стабии. Всего от катастрофы погибло 16 тыс. человек.

На протяжении полутора тысяч лет эти южные римские города были преданы забвению под землей. Лишь 6 апреля 1748 г. начались полноценные раскопки Помпеи. Оказалось, что пепел обладает консервирующими качествами – 24 августа 79 г. время в Помпеи будто остановилось. Городские постройки, жилые дома, виллы остались практически в неизменном виде, тела людей окаменели в различных позах, сохранились предметы домашнего обихода. Раскопки Помпеи не только приоткрыли дверь в мир Древнего Рима, но и положили начало новым областям археологии.

Среди руин были обнаружены святилище, пекарни с мельницами и печами с обугленными буханками хлеба внутри, мастерские по производству шерсти, изготовлению инструментов, а также трактиры и продуктовые магазины.

Найденные археологические памятники – ценные источники информации о социальной, экономической, религиозной и политической сферах жизни древнего мира. По руинам Помпеи можно проследить развитие римской архитектуры на протяжении четырех столетий.

Более, чем 270-летняя история раскопок Помпеи продолжается. Недавно ученые исследовали найденную жертву и обнаружили, что ее мозг превратился в стекло в результате извержения. Сегодня Помпеи – популярная итальянская достопримечательность: в допандемическом 2019 году раскопки посетили 3,8 млн туристов. И хотя Везувий не извергался с 1944 года, но он по-прежнему остается одним из самых опасных вулканов в мире.

Источники:

Britannica – History of excavations