0 комментариев 458

Водоотталкивающая нанопленка

Российские ученые совместно с коллегой из Беларуси создали водоотталкивающую биопленку толщиной в 1 молекулу.

Ученые создали двумерную нанопленку из органического вещества каликсарена для защитных покрытий от влаги и ржавчины, биомембран и молеклярных фильтров. Каликсарен – молекула с необычным свойством. Напоминающая чашу, верхним ободом молекула хорошо смачивается водой, а нижним – ее отталкивает. Обычно она используется в химической промышленности, но ученые предложили использовать ее по-новому – в качестве тонкой пленки толщиной в одну молекулу. Такую пленку можно применять, например, в качестве водоотталкивающей.

В технологии разработки пленки использовали метод Ленгмюра-Блоджетт – молекулы помещаются в воду, где выстраиваются на поверхности по одной, гидрофобной частью вверх. Затем молекулы «сжимают» с помощью специальных поршней до нужной плотности и переносят на твердую поверхность.

«Такие двумерные органические пленки могут применяться для создания защитных гидрофобных или антикоррозионных покрытий, в органической электронике и разработке молекулярных фильтров», — рассказал кандидат химических наук Алексей Клецков, научный сотрудник Объединенного института химических исследований РУДН.

Ученые также обнаружили, что под воздействием ультрафиолетовых лучей пленка становится прочнее – благодаря УФ связь между молекулами становится более плотной.

Источник: www.rudn.ru, www.sciencedirect.com