«Великая Отечественная война: страницы истории" — ежедневная рубрика, посвященная памяти о людях, событиях и судьбах, вписанных в летопись самой трагической и героической главы XX в. В коротких эссе мы вспоминаем не только фронтовые подвиги, но и повседневную жизнь в тылу, голос времени, звучащий в документах, письмах и личных историях.
Самолеты-истребители конструктора Лавочкина немецкие летчики во время войны называли «летающими крысами». А легендарный советский летчик Иван Кожедуб каждый раз, приходя утром на аэродром, вытягивался по стойке смирно и отдавал честь своему Лавочкину-7 так, словно отдавал бы ее самому Семену Алексеевичу...
«Внимание! В воздухе — Ла-5!» Впервые это предупреждение фашистское командование послало в эфир своим пилотам во время Сталинградской битвы. Действительно, эта встреча не сулила «Мессершмиттам» ничего хорошего: две пушки, прекрасная маневренность и высокая скорость. Таков был новый советский истребитель. В эти дни вся страна узнала имя выдающегося авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина.
В 1939 г. советское правительство объявляет конкурс на создание нового истребителя. Одной из лучших признана разработка С.А. Лавочкина и двух его коллег — Владимира Петровича Горбунова и Михаила Иановича Гудкова — ЛаГГ-3. Бо́льшая часть самолета сделана из специально обработанной древесины. Это важно: в стране остро не хватает дюралюминия.
Источник фотографий: сайт "История России в фотографиях" https://russiainphoto.ru/
Силуэт самолета, Источник МАММ / МДФ
Самолет С.А. Лавочкина запускают в производство. Но начавшаяся вскоре война проявляет все его недостатки. Нужен новый истребитель, отвечающий требованиям войны. В сжатые сроки С.А. Лавочкин разрабатывает новый проект — «Лавочкин-5». Первые серийные Ла-5 вылетают на Сталинградский фронт для проведения испытаний.
Вскоре Лавочкин получает письмо, в котором летчики-гвардейцы сообщают, что только за месяц их полк в воздушных боях уничтожил 47 вражеских самолетов, не потеряв при этом ни одного Ла-5. По своим техническим характеристикам он ничуть не уступает немецким, а в чем-то даже превосходит их.
Производство Ла-5 растет. Каждый третий самолет-истребитель — «Лавочкин». На Ла-5 воевали многие прославленные летчики. Только на них прошел войну трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. К концу войны на него пересел другой трижды герой — Александр Иванович Покрышкин.
Выдающийся ас страны – Иван Кожедуб, Источник МАММ / МДФ
И.Н. Кожедуб писал: «На этом самолете я не боялся вступать в бой с любым количеством немецких машин. Он, казалось, сам понимал, что нужно делать в бою, куда лететь, в кого стрелять. А уж сколько раз он меня спасал в самых безвыходных ситуациях».
Фашистская разведка устроила за самолетом настоящую охоту. Прорабатывалось несколько вариантов операции: от угона самолета прямо с аэродрома до принудительной посадки истребителя. Но все планы немцев рушились, и им доставались лишь сбитые машины. Только в 1943 г. им удалось добыть истребитель.
После всестороннего изучения у летчиков «Люфтваффе» появилась памятка. В ней содержались рекомендации, как вести себя в бою с Ла-5, а в каких ситуациях вообще не вступать с ними в боевое соприкосновение.
В 1943 г. за Ла-5 Семен Алексеевич Лавочкин получил вторую звезду Героя Социалистического Труда. Однако не успели немцы привыкнуть к Ла-5, как в небе появился новый самолет —Ла-7.