Гены определяют, как сильно вас любят комары

Ученые изучили вкусовые предпочтения комаров. Оказалось, что комары ориентируются не генетические особенности человеческого организма. Таким образом, однояйцевые близнецы в равной мере могут стать жертвой этого насекомого.

Давно известно, что существуют люди, которых комары практически не кусают. Для объяснения этого факта ученые выдвигали различные предположения. Группа ученых под руководством Манделы Фернандес-Грандона (Mandela Fernández-Grandon) и Джеймса Логана (James Logan) показывает, что ключ к вкусовым предпочтениям комаров лежит в генетических особенностях человека. Свою работу они опубликовали в журнале PLOS ONE.

Для того чтобы изучить, кого предпочитают желтолихорадочные комары (Aedes Aegypti), ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 18 пар однояйцевых и 19 пар двуяйцевых близнецов. У каждого из участников собрали пот с рук — известно, что комаров привлекает запах выделяемых телом человека веществ. После этого изготовили специальное приспособление, в состав которого входила раздвоенная трубка, куда запускали комаров, на концах которой находились разные запахи. Комар должен был выбрать, какой запах ему больше по душе. Вариантов было 4: пот первого близнеца и просто воздух, пот второго близнеца и воздух, пот двух близнецов и две емкости со свежим воздухом. Для каждого из опытов в приспособление запускали 20 самок комара и каждое сравнение повторяли 10 раз.

В результате оказалось, что комары гораздо чаще реагировали сходно на пот однояйцевых близнецов, нежели двуяйцевых — в первом случае корреляция составила 0,56, а во втором только 0,28.

Как считают исследователи, их работа впервые формально демонстрирует генетическую природу вкусовых предпочтений комаров. Также они отмечают, что индивидуальные различия в каждой паре могли также зависеть о того, с правой или с левой руки был взят пот и от температуры тела. Однако они не считают, что эти различия сыграли значительную роль в общих результатах.

По словам исследователей, дело будущего выявить, какие именно гены привлекают комаров, а в дальнейшем может идти речь о создании репеллента с более естественными, но столь же неприятными для комаров запахами.

aedes aegypti гены комары