19 августа 1947 года голландскими химиками Дэвидом Адрианом ван Дорпом и Фердинандом Йозефом Аренсом впервые в истории был синтезирован витамин А, или ретинол. В этом же году Отто Ислер ввел витамин в производство.

Древние египтяне исцеляли от слепоты примочками из сока куриной печени. В Древней Греции кожные заболевания лечили печеночными компрессами и употреблением печени в пищу. Во время Первой мировой установили, что глазная патология ксерофтальмия развивается при недостатке в рационе сливочного масла. Все эти жуткие истории – про нехватку витамина А, или ретинола.

Ретинол — форма витамина А, в состав которой вошли соединения ретиноиды и каротиноиды. Последние – прародители витамина А. Самый известный из них – β-каротин. Этот витамин необходим организму для регуляции синтеза белков, нормального обмена веществ, формирования костей и зубов, роста новых клеток. Его называют «эликсиром молодости», добавляют в омолаживающие кремы от морщин и препараты, помогающие в борьбе с акне. При этом в большой дозировке ретинол губителен для организма человека, и с ним нужно обращаться очень осторожно. Кремы и лекарственные препараты с его содержанием применяются только по рекомендации врача.

Витамин был открыт не сразу, а синтезирован еще позже. В 1913 году две группы исследователей без предварительных договоренностей провели схожие по сути эксперименты. Элмер Макколлум и Маргарет Дэвис из Висконсинского университета и Томас Осборн и Лафайет Мендель из Йельского университета проводили эксперименты на лабораторных мышах, разделив их на две группы по типу питания.

Животные, которых кормили казеином, жиром, лактозой, крахмалом и солью в чистом виде, чувствовали себя плохо и спустя два месяца умерли. Те мыши, которым в рацион добавили сливочное масло, масло из печени трески и яйца, чувствовали себя прекрасно. Ученые поняли, что помимо жиров, белков и углеводов живому организму необходимо что-то еще. Какие-то таинственные вещества, которые содержатся в продуктах.

Элмер Макколлум пошел дальше и разделил новые соединения на два класса - «жирорастворимый фактор A» (содержал витамины A, E и D) и «водорастворимый фактор B». В 1920 году Джек Сесиль Драммонд переименовал витамины согласно обозначениям латинского алфавита, найденный учеными витамин получил классификацию «А», так как был открыт первым.  В этом же году Фредерик Хопкинс доказал, что при окислении и сильном нагревании витамин А разрушается.

В 1931 году химическую структуру витамина описал швейцарский химик Пауль Каррер. Его исследовательский интерес усиливался за счет конкуренции с немецким биохимиком Рехардом. Тщательным исследованием подверглись пигменты томата и морковки. Благодаря им стало известно, что β—каротин является составляющей витамина А. В этом же году Гарри Холмс и Рут Корбет кристаллизовали витамин. В 1937 году Карреру присудили Нобелевскую премию по химии за исследование каротиноидов.

В 1946 году Ван Дорп и Йозеф Фердинанд Аренс опубликовали в научном журнале Nature исследование по синтезу витамина А как кислоты. В 1947 году они завершили первый полный синтез соединения витамина А, превратив кислоту в спирт. Это открытие не предназначалось для коммерческого производства, но было значимым в научной среде.

Швейцарский химик Отто Ислер продолжил начинания коллег и разработал метод синтеза жирорастворимых витаминов и ввел их в производство: 1938 – витамин Е, 1939 – витамин K1, 1947 – витамин A, 1960 – витамин A2, а также различные ароматические вещества. Позднее биохимиком Джорджем Уолдом была открыта роль витамина A для зрения, за что он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Ретинол, как и любой витамин, необходим для здоровья человека. Без него падает зрение, понижается способность организма сопротивляться инфекциям, возникают проблемы с кожей. Мы получаем витамин А из животных продуктов: печень, рыбий жир, яичный желток, молоко, масло. Растительный аналог витамина А – каротины, содержащиеся в моркови, перце, зеленом луке, салате, тыкве и томатах. Однако с этим нужно быть осторожными. Суточная норма витамина А для человека варьируется в зависимости от пола и возраста.

Материал подготовлен по данным из открытых источников.

Подробнее об открытии витаминов читайте в нашем материале.

Фото на странице и на главной странице сайта: David Holifield Фотобанк Unsplash