Руфь Гарсия-Галиванес (Ruth García-Gavilanes) из Оксфордского университета и ее коллеги из Института Алана Тьюринга (оба — Великобритания) и Института Нильса Бора (Дания) изучили почти полторы тысячи статей Википедии, посвященных авиакатастрофам и другим происшествиям, а также статистику их посещений. В частности, оказалось, что после появления новых статей резко растет число просмотров статей о похожих событиях — причем даже при отсутствии гиперссылок. Свои результаты исследователи опубликовали в журнале Science Advances.

Разумеется, феномен коллективной памяти уже многократно исследовали, но по большей части не с помощью интернета, а Википедия оказалась прекрасным полем для таких исследований, особенно учитывая, что ранее уже было доказано — статистика просмотров прямо коррелирует с прочим онлайн-поведением пользователем, в том числе с поисковыми запросами в Google.

Результаты показали новые пути к построению моделей коллективной памяти и показали, как разные темы оказываются связаны между собой посредством памяти и ассоциаций и тем самым формируют своего рода тематическую сеть, т.е. сеть, состоящую из тем.

В частности, Гарсия-Галиванес и ее группа моделировали поток внимания, перетекающий от «исходной» статьи, посвященной авиакатастрофе или захвату (произошедших в период между 2008 и 2016 годами), к «целевым» статьям, описывающим старые происшествия. Например, В их анализе «исходная» статья описывала гибель самолета Germanwings в марте 2015 года (тогда второй пилот сознательно направил самолет в гору). Сразу же после этой катастрофы «целевая» статья о падении судна American Airlines в ноябре 2001 года получила заметно больше просмотров — хотя эти две статьи не связаны гиперссылкой.

Анализ 11 самых больших «исходных» материалов и соответствующих целевых показал основные причины, которые усиливают этот поток: количество погибших, дата авиакатастрофы — память о событии сохраняется в течение 45 лет и потом стремительно ослабевает — и ранее состоявшиеся просмотры целевой статьи. При этом факторы вроде национальной принадлежности авиакомпании большого значения не имели.

Отдельно исследователи отметили, что целевые статьи привлекают в среднем на 142% больше трафика, по сравнению с целевыми, хотя эти последние посвящены свежим событиям. авторы статьи предполагают, что это смещение фокуса объясняется отчасти процессами вспоминания, когда отдельные события прошлого особенно западают в память и вызываются на поверхность событием недавним.