Так, при чем же здесь Великая китайская революция? На эту тему разгорелась оживленная дискуссия на очередном заседании Зиновьевского клуба. Его участники пытались провести параллели и аналогии с Великой русской революцией и современными реалиями, которые происходят в бурно развивающемся Китае в настоящее время.
Алексей Панкин, модератор заседания, политический обозреватель газеты "Комсомольская правда»: «Действительно, через 100 лет после Великой русской революции наше наследие ценно для Китая, по всей видимости, оно отвечает потребностям китайского общества.
Идеи революции продолжали там жить и реализовываться при смене исторических векторов развития китайского общества. Поэтому была сохранена преемственность на протяжении всего периода существования Китая».
Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба, руководитель Биографического института Александра Зиновьева: «Китайцы до сих пор говорят о России, как о старшем брате. Они стараются понять, изучить все, что вкладывают в понятие «русский мир», поэтому последовательно и методично изучают феномен России.
Юбилей русской революции они восприняли как своеобразный «краеугольный камень», стоящий на пороге перехода от одной цивилизации к другой . Китайцы утверждают, что наша революция была положена в основу всего того, что происходило в их стране. Чтобы избежать, геополитических последствий, которые произошли у нас, китайцы создают институт по изучению разрушения Советского Союза. А чтобы избежать ошибок в своем дальнейшем построении общества, они с большим вниманием относятся к работам Александра Зиновьева. Недавно наша делегация посетила Далянский морской университет, в котором собираются открыть китайско-российский исследовательский центр имени Александра Зиновьева. Мы понимаем, насколько для нас сейчас важно сотрудничество с Китаем, поэтому эти инициативы могут оказаться полезными для нашей страны».
Дмитрий Куликов, политолог, телеведущий «Да, если бы не наша Великая Октябрьская социалистическая революция, Китая бы просто не было бы. Но, если появилась китайская тема, надо задавать им вопрос, чего они хотят понять, изучая труды Зиновьева, тогда мы будем знать, как им помочь. И продуктивность сотрудничества будет исходить из этого.
Китайцев, как нацию, характеризует то, что они могут преодолеть любые препятствия. Но наряду с существующими некоторыми мнениями, в «экспансию китайскую», в любом смысле этого слова, я не верю, считаю, что она невозможна, потому что китайцы – это не американцы. И они будут действовать другим способом, они – «нация торговая». Они и не собираются занимать место США в мировом пространстве, это для них задача затратная и она никуда не ведет. Китайцы учредили институт изучения Советского Союза, потому что понимают, что у них есть своя «китайская» судьба, свои «китайские» цели, культура тысячелетняя, которую они наследуют. И в этом ряду у них - Ленин, Маркс, Конфуций, Мао Цзэдун, ну и Александр Зиновьев, если они поймут, что с ним делать. Ну, по крайней мере, они пытаются.
У меня понимание, что со времен Ден Сяопина никакой революции в Китае не происходило. У них все по - другому. Если говорить о Китае, то, конечно, это подлинный восток, они совершенно другие в отличие от нас. Мы наследуем европейское мышление. Поэтому здесь я бы напомнил постулат Александра Зиновьева «о западнизации». Я также считаю, что никакой глобализации нет, есть «западнизация», как писал он. Это принципиальное мнение, потому что мир сейчас «осваивается» западным мышлением. Если мы хотим ему что-либо противопоставить и «переумнить» западное мышление, как говорил Александр Зиновьев, - то обязаны в нем разобраться и понять, иначе у нас не получится «переумнить».
Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС попытался провести аналогии о расстановке политических сил на международной арене. «Если раньше были противоречия между трудом и капиталом, то сейчас противоречия и столкновения цивилизаций. У КПК сегодня смена модели устройства, а смена модели предполагает установление многополярного мира. На мой взгляд, зреет «глобализация по-китайски».
Джульетто Кьеза, итальянский журналист, публицист: «Китайцы для нас - это «люди с другой планеты» по историческим причинам. Я считаю, что страна, которая была колонизирована, становится вдруг одним из лидеров мира, не имея никакого собственного опыта. Их концептуальная структура мышления другая, у них другое историческое мышление. Сейчас Великую Октябрьскую революцию вспоминают только в России и в Китае, а для всей Европы она не существует. И сегодня в нынешней России преобладают идеи Запада, через каналы телевидения передается образ жизни по западному образцу. Поэтому мы все «форматированы» их идеями. Новое поколение – это поколение «нечитающих» людей, это поколение «смотрящих» интернет, всем очевидно, что средства доставки информации в мире сильно меняются. В течение ближайших двадцати лет весь мир изменится. Необходимо строить интерпретацию мира, иначе мы не сможем понять, что будет происходить в будущем».
Среди участников, принявших участие в дискуссии, члены Зиновьевского клуба Павел Родькин, Анастасия Федина и другие.
Зиновьевский клуб МИА "Россия сегодня" – экспертная площадка, учрежденная МИА "Россия сегодня" совместно с Биографическим институтом Александра Зиновьева. Сопредседатели Зиновьевского клуба: генеральный директор МИА "Россия сегодня" Дмитрий КИСЕЛЕВ и директор Биографического института Александра Зиновьева, президент Международного общества "Россия — Германия" Ольга ЗИНОВЬЕВА.